Зонирование магазина

Необходимость зонирования розничного магазина

Определение 1

Зонирование – разработка плана магазина, в котором выделяют зоны различных видов ассортимента, маршруты движения по торговому залу и технические зоны (кассовые, входные, сервисные и т.д.).

Зонирование магазина является ключевым инструментом повышения эффективности торгового процесса. Для обеспечения эффективности зонирования необходимо четко определить ассортиментные группы. Товары каждой группы занимают собственное место в торговом зале, определенное с учетом товарного соседства, типа спроса и условий представления товара. В рамках зонирования специалистам необходимо определить продукцию, которая привлекает большинство покупателей, — такие товары называются потокообразующими.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

Маршрут обхода посетителями магазина должен обеспечить увеличение суммы покупки, то есть проходить через максимально возможное количество ассортиментных зон. При разработке маршрута необходимо учитывать множество факторов, таких как просматриваемость торгового зала, размещение рекламы и рекламного оборудования, выкладка и навигация.

Пример 1

Крупные магазины часто разрабатывают маршрут движения по торговому залу таким образом, чтобы покупатель потратил максимальное количество времени на поиск необходимого ему продукта, посетив при этом максимально возможное количество других ассортиментных зон, что провоцирует его на импульсивные покупки.

Успех розничной торговой точки во многом зависит от ее планировки. Магазину важно найти равновесие между удобством и комфортом покупателей и максимальным предоставлением собственного ассортимента.

Принципы планировки

Эффективная планировка торгового зала строится на ряде принципов и должна обеспечить:

  • Прохождение посетителей по всей площади торгового зала;
  • Комфортабельное передвижение и легкости ориентации покупателей;
  • Распределение мест между видами ассортимента таким образом, чтобы получить максимальный экономический эффект;
  • Результативное расположение торгового оборудования;
  • Атмосферу и обстановку, которые способствуют увеличению количества приобретаемой продукции.

Зонирование магазина во многом зависит от площади и формы торгового зала. Наиболее часто в розничной торговле встречается прямоугольная форма зала, реже – овальная. Прямоугольное пространство является наиболее удобным для планирования потоков покупателей и размещения торгового оборудования. В то же время простота планировки обеспечивает концентрацию внимания покупателей на ассортименте магазина, а не на архитектурных деталях.

Важное значение имеет расположение входа в торговое пространство. Известно, что спонтанное движение большинства людей представляет собой движение против часовой стрелки, что объясняет частое расположение входа с правой стороны торгового зала.

Большинство посетителей магазина являются правшами, что определяет их удобство при совершении покупок. Покупателям привычнее и комфортнее брать товары, расположенные с правой стороны от хода движения.

Замечание 1

Размеры торгового зала и расстановка торгового оборудования во многом определяют пропускную способность магазина и, как следствие, потенциальный объем его прибыли.

Типы планировки торгового зала

Существует три основных вида планировки розничного магазина, которые представлены на рисунке ниже, но на практике часто применяются их комбинации. Совмещение различных типов характерно для крупных розничных сетей, ассортимент продукции которых очень широк, а торговые площади – огромны по размеру. Комбинирование различных видов планировки осуществляется для повышения удобства посетителей и одновременного повышения эффективности зонирования магазина.

Типы планировки торгового зала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Поделитесь ссылкой: