Знакомство с французской социологической школой. Рассмотрение роли социального в психике

Французская социологическая школа, которую правильнее называть социально-психологической школой, ознаменовала последующее появление социологической науки. Ее главными представителями на первое место была поставлена проблема именно социальной, а не биологической природы индивида.

Определение 1

Они считали, что социум – это некая система нравственных взаимосвязей между индивидами, которые словно навязывались им и при этом имели принудительный характер.

Последователи данной школы считали, что социум нужно изучать с помощью изучения социальных фактов, но исключительно в категориях социального (социальными фактами они называли явления социальной жизни, внешние касательно отдельных людей, никак не зависящие от их собственных субъективных побуждений, имеющие в отношении данных субъектов принудительную силу).

Они считали, что человеческое сознание имеет две формы: индивидуальную и коллективную (коллективная форма проявляется в виде так называемых «коллективных представлений», которые способны обеспечивать устойчивость общества). Индивидуальное при этом отождествлялось с биологическим, человек рассматривался в качестве организма; проблема общественного и индивидуального отождествлялась уже с проблемой социального и биологического. Считалось, что социальное существо в индивиде, которому точно соответствует социально определяющаяся часть психики, образуется социумом.

Определение 2

Функция культуры и религии виделась заключающейся в следующем – в объединении общества через упомянутые ранее коллективные представления.

Воззрения значимого представителя социологической школы Эмиля Давида Дюркгейма

Одним из самых значимых представителей социологической школы являлся Эмиль Давид Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он изучал обычаи, юридические и моральные нормы, взгляды малокультурных народов, и пришел к выводу о том, что все они представляют собой общественную силу, которая преобладает над сознанием каждого конкретного индивида. Человек – это существо двойственное: с одной стороны индивидуальное (или биологическое, а с другой – уже социальное. Биологическая сущность организма предопределяет и определяемую биологически составляющую психики, она управляет практическим отношениями человека с окружающим его миром. В области материального производства человек, как считал Дюркгейм, является изолированным существом. Его собственное индивидуальное сознание находится под непосредственным влиянием объектов.

По мнению Дюркгейма, все общие идеи, которые религия либо наука внедряет в человеческий ум, интеллектуальные операции, которые данные идеи предполагают, верования и чувства, которые являются некой сутью человеческой моральной жизни — все перечисленные высшие формы психической активности, которые в человеке пробуждает и развивает социум, не находятся под управлением у тела как человеческие ощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в котором разворачивается общественная жизнь, надстраивается над собственным материальным субстратом, но никак не проистекает из него. В двойственности есть отличие человека от животного, которое не имеет социального опыта. Дуализм – это характерная черта концепции, выдвинутой Э. Дюркгеймом.

Социум рассматривался Дюркгеймом идеалистически, в качестве духовного образования, то есть сочетания мнений, знаний, способов действий конкретного вида и так далее, отражающих разные стороны социальной жизни и называемых коллективными представлениями. Данные коллективные представления закрепляются в языке, обладают необходимостью и всеобщностью; считаются продуктом долговременного развития; формируются социумом, а не отдельным человеком; оказывают принудительное влияние на индивида; они аффективно окрашены и принимаются любым индивидом без какого бы то ни было рассуждения. Они не столько понимаются индивидом, сколько захватывают его и заставляют.

Замечание 1

Дюркгейм считал, что все непосредственно человеческое в индивиде происходит от социума.

Развитие мышления он никак не связывал с развитием людской деятельности. Процесс внедрения коллективных представлений в человеческое сознание он понимал в качестве взаимодействия индивидуального и общественного сознания.

Воззрения Леви-Брюля на две формы человеческого мышления

Утверждение о двух формах или типах людского мышления и о специфических особенностях мышления первобытного человека высказал Люсьен Леви-Брюль (1857-1939 гг.). По его мнению, в процессе развития человеческого социума происходит не просто накопление сведений о мире, но и некое изменение видов мышления. Современный тип, который можно назвать логическим, сменил первобытное мышление, которое сам Леви-Брюль обозначил, как пралогическое мышление. Оно носило магический характер: для первобытных людей мир предметов был наделен одновременно и естественными, и сверхъестественными, и обыденными, и мистическими свойствам, но самыми значимыми из них считались конкретно сверхъестественные свойства. Первобытные люди всегда думали о магических силах, которые прятались за событиями, за предметами, которые на самом деле никакой подобной силой не обладали.

Мышление первобытного человека, которое было направлено строго на магическое содержание, обладало особой логикой и подчинялось закону партиципации (или сопричастия). Тогда думали, что абсолютно все вещи, похожие друг на друга, обладают общей магической силой (из этого вышла вера в имя, портреты, тень и т.д.), и что действия, которые к ним применялись, распространяется и на их оригиналы. Считалось, что магическая сила также передается с помощью соприкосновения (то есть сопричастие по подобию, а также сопричастие по выражению).

Мышление первобытных людей было совершенно причинно: оно не признавало никаких случайностей, не было чувствительно к любым противоречиям, не предполагало доказательства конкретными фактами. Способность различать разновидности растений, отпечатки следов каждого из представителей своей группы, умения в изготовлении посуды, пирог, корзин, украшений и другие проявления трудовой активности не считались, по воззрениям Леви-Брюля, результатом размышления и рассуждения, а являлись только продуктами интуиции, автоматического навыка.

Влияние общества на сознание человека с помощью систем коллективных представлений

Леви-Брюль говорил, что влияние социума на сознание индивидов производится исключительно с помощью системы коллективных представлений, причем в основной мере религиозно-мистического свойства (верования, специальные магические обряды). Пралогическое мышление не формирует стадию, которая предшествует уже логической мысли. Оно является некой специальной структурой, функционирующей совместно с логической мыслью, и не переходит в логическое: с развитием социума сектор логического мышления только увеличивается, оттесняя мистическое и пралогическое мышление. Вся суть в пропорции: в мышлении первобытных людей пралогические структуры преобладали. Но даже в настоящее время они не исчезли до конца (понятие о душе человека, религия и т.д.).

Замечание 2

Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические составляющие в ней соседствуют с логическими.

Значение французской социологической школы состоит не просто в разрабатывавшихся ею представлениях касательно видов мышления (ведь конкретно они в дальнейшем критиковались), а в выдвижении совершенно нового – исторического – подхода по отношению к исследованию людской психики. Проблема преобразования людской психики в ходе исторического развития социума получила дальнейшее развитие как во французской науке, так и в науке многих других стран.

uvf s azcorts.com مشاهدة افلام سكس اغتصاب telugu heroine video sex flyporn.me indain village sex all sex vedio meyzo.me actress bhavana bestiality comic hentai-freak.com octopath hentai muslim ko choda porno-ultimum.com india tube galore
hindi talk porn indianvtube.com sexy girl in assam blue sexy english video pakistanixxxx.com xnxx hot aunties mom sex video download castingporntrends.com hot desi tumblr sex tube.desi desitubeporn.com sex .movies افلام نيك عربى fucking-porn.org ولد يغتصب امه
نيك منقبات مصر ursextube.com افلام سكس محارم اخ واخته porn vidz asianporntrends.com xxx bhojpuri video hot girl poto stripvidz.net telugu janapada songs xxindan freepakistaniporn.com 99hd.com سكس قذف فى الفم yesexyporn.com سكس علي السرير