Проблема поиска наилучшего решения
Определение 1
Управленческое решение — это итог анализа, оптимизации, прогнозирования, обоснования и выбора альтернативных вариантов для достижения конкретных целей менеджмента.
Принятие решений является специфическим, жизненно важным процессом деятельности человека, направленным на выбор оптимального варианта действий.
Характерная черта любой ситуации, которая связана с принятием решения — наличие значительного количества вариантов действий, причем один из них — наилучший. Процесс выбора одного варианта действий – это и есть решение.
Определение 2
Оптимальное решение – это лучший вариант действий, который обеспечивает максимум эффективности в рамках конкретной задачи.
Процесс поиска такого варианта – оптимизация. Те варианты действий, которые имеют близкую (но не одинаковую) эффективность с максимально возможным вариантов в текущих условиях, принято называть целесообразными.
Решение имеет неразрывную связь с таким понятием, как цель. Цель представляет собой результат, достигаемый после реализации решения.
Определение 3
Элементы решения – это намеченная цель действий и перечень управляемых параметров, которые характеризуют способы использования ресурсов.
Это значит, что для принятия наилучшего решения следует объективно оценить все «за» и «против» всех возможных вариантов действий. Иными словами, в проблеме поиска наилучшего решения можно выделить две части:
- выбор из множества вариантов рациональные;
- выбор из небольшого числа рациональных вариантов наилучший.
Участники процесса подготовки и принятия управленческих решений
В подготовке и реализации решения можно выделить несколько основных участников:
- Заказчик (руководитель, совет директоров и т.п.);
- Разработчик (отдельный специалист, проектная организация, надзирающий орган, общественная организация и т.п.);
- Исполнитель (сотрудники организации, должностные инструкции которых предусматривают данные обязанности);
- Потребитель (те, для кого собственного решение готовится и реализуется).
Стадии жизненного цикла управленческого решения
Можно выделить следующие ключевые стадии жизненного цикла управленческих решений:
- Постановка задачи. На этой стадии производится анализ ситуации, выявляется необходимость в решении. Иными словами проблема познается и формулируется, задается некий «вектор» — цель, определяются критерии наилучшего решения.
- Выработка решения. После определения критериев и факторов, ограничивающих решение, менеджер начинает работу в части поиска альтернативных направлений решения проблемы.
- Принятие решения. Субъект управления (лицо, принимающее решения) производит оценку и выбор альтернативы, далее решение оформляется и при необходимости согласовывается и утверждается.
- Выполнение решений включает организацию выполнения решения, мониторинг и коррекцию, что может потребовать координации усилий несколько сотрудников или подразделений компании. Задача менеджера – заинтересовать и мотивировать исполнителей на реализацию решения, что предполагает наилучшее использование их способностей.
Замечание 1
Такое четкое деление жизненного цикла управленческого решения на перечисленные этапы не всегда реализуется, поскольку каждая из описанных стадий может осуществляться параллельно с другими. Важно отметить, что может произойти и вариант возврата с одного этапа к предыдущему для осуществления корректировки первоначальной идеи, установки ограничений, пересмотра целей и пр. Поэтому разработчику управленческого решения важно быть гибким в случае появления новых непредвиденных факторов.