Законы управления в системе менеджмента организации, их особенности и виды

Понятие законов и закономерностей управления в системе менеджмента

Социальные системы управления могут быть рассмотрены на разных управленческих уровнях: на макроуровне (имеется ввиду система национальной экономики), на региональном уровне (описывая хозяйства субъектов РФ), на микроуровнях (отдельные предприятия и организации). 

Вместе с тем, принято выделять целый комплекс законов функционирования в социальных системах управления. Данные законы могут отражать объективно присутствующие, а также периодически повторяющиеся важные взаимосвязи между различными явлениями и элементами в процессе управления. 

Определение 1
Законы управления – это эмпирическим, либо теоретическим способом установленные, а также обоснованные логически зависимости, возникающие между целями управленческих процессов, а также методами и средствами их достижения. 
Определение 2
Закономерности – это необходимые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимосвязи процессов реального мира, которые определяют формы и этапы процессов становления и развития природных явлений, духовной культуры и общества.

Классификация законов управления в системе менеджмента организации 

В соответствии со сложившейся практикой, законы менеджмента принято разделять на три основные категории. В первую группу вносят объективные (общие) законы управления. Объективным законом управления принято считать такой тип закона, который характерен в целом управленческим процессам, он принят отражать те зависимости, которые формируются вне зависимости от желания отдельных субъектов. 

Вторая группа законов включает в себя субъективные, либо частные законы управления, благодаря использованию которых можно существенным образом повышать уровень эффективности функционирования системы менеджмента в целом, совместно с отдельными ее элементами и звеньями. Субъективными законами управления принято считать такие законы, как: закон изменения управленческих функций, закон распространенности контроля и закон сокращения количества ступеней управления.

В третью группу законов управления следует относить те законы, которые не обладают непосредственной связью с управлением, однако которые могут оказывать существенное воздействие на итоги работы предприятия. Данную группу законов в научном сообществе обозначают понятием «специальные».  

Общие законы управления, их виды и характеристики 

К числу общих законов управления следует отнести: 

  1. Закон единства действий законов управления.
  2. Закон единства системы управления.
  3. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
  4. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
  5. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
  6. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

Приведем содержательную характеристику каждому из вышеописанных законов. Так, сущность закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в том, что система управления обладает двумя сторонами. С первой стороны, оно является объективным процессом управления трудовой деятельностью работников, а с другой – обладает определенными отношениями между разными сторонами в ходе реализации конкретных действий. 

Суть первой особенности заключается в том, что управление – это исторически обусловленная необходимость, поскольку работники, в системе реализации совместной трудовой деятельности вынужденным образом вовлечены в управленческую систему, подчиняясь требованиям и указаниям руководителей производственных процессов. 

Суть второй особенности заключается в том, что стороны, которые принимают участие в трудовых процессах могут вступать друг с другом в определенные отношения собственности. 

Замечание 1
Так, в случае, если появление управленческих отношений обуславливается спецификой общественного труда, а также степенью его кооперации, то особенности производственных отношений определяются отношениями собственности, которые присущи для общественной формации данного типа. 

Согласно закону преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления установлено, что фактически и потенциально экономические системы с осознанным планомерным управлением являются более эффективными, чем системы со стихийной регулировкой экономических процессов, которые в них протекают. 

За счет планомерности развития, основанной на использовании определенных объективных законов экономики, возникает возможность оптимального развития экономики с соблюдением интересов всего общества в целом.

Замечание 2
Непосредственная взаимосвязь производственных процессов с потреблением (социальный маркетинг), а также связь управленческих задач с интересами рабочего коллектива (социальный менеджмент) позволяет создать у работников искренний интерес в повышении уровня эффективности производительности предприятия. 

Цель управления в этом случае видится в достижении самого высокого экономического эффекта в общественных интересах, в ситуации оптимального использования ресурсов с целью комплексного и всестороннего удовлетворения возрастающих духовных и материальных потребностей населения. 

В соответствии с законом единства управленческих систем деятельность каждой организации является единой централизованной управляемой системы. При этом, данную систему разделяют на различные уровни управления в иерархическом порядке. Каждый из уровней в данной иерархии является подсистемой (либо совокупностью подсистем) вышестоящих иерархических систем. 

Иерархическая организационная структура представляет собой основу ее планомерного функционирования и развития.
В соответствии с законом соотносительности управляющей и управляемой систем (объекта и субъекта управления), сфера управления обязательно должна соотноситься с конкретным видом деятельности. 

Замечание 3
В каждой системе управления присутствует объект и субъект управления. Объектом управления является хозяйственная деятельность предприятия. Субъектом управления является соответствующий орган, либо структурное подразделение, которое целенаправленно реализует руководство за объектами управления. 

Субъект и объект управления оформляются в некоторые подсистемы, которые являются управляющими и управляемыми. Данные подсистемы являются неотъемлемым составным элементом в системе управления. Они характеризуются наличием непрерывной взаимосвязи и взаимодействия. 

Вместе с тем, определяющую и главную роль возлагают на объект управления (управляемые подсистемы). Изменения, которые там происходят определяют динамику и содержание развитие управленческих субъектов, что проявляется в совершенствовании методов и форм управления. 

При этом, данная ситуация в этой области совершенно не значит, что субъектам в системе управления принадлежит пассивная роль. Непосредственно субъекты управления и приводят в действие производительную мощность как на уровне отдельной организации, так и на уровне общества в целом. Исходя из этого, чем более высоким является уровень эффективности управления, тем более высокий уровень эффективности будет иметь совместная деятельность. 

Говоря о законе соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами, следует отметить его роль и специфику. Так, процессы управления состоят в подаче сигналов субъектами управления на реализацию определенных действий в управляемых системах. Данные сигналы являются командами-решениями, которые приняты в соответствии с информацией, которая поступает в управляющие органы из внутренней и внешней среды предприятия по определенным каналам связи. 

Замечание 4
Характер связи между управляемой и управляющей подсистемами может быть обратным, либо прямым. Прямой тип связи проявляется в виде команд-сигналов, которые идут от субъектов к объектам управления. 

Обратная связь может выступать в качестве сигналов-сообщений, которые поступают от управляемых подсистем к управляющим органам, что отражает ее реакции на процессы управления. Процессы управления и управленческое воздействие, исходящее от органов управления реализуется в виде прямых команд объективного и субъективного типов. Это не является достаточным для беспрепятственного управления объектами.

В дополнение ко всему, необходимо также наличие обратной связи от управляемых объектов к органам управления с целью реализации контроля, учета и системы воздействия на различные аспекты ее внешней среды. В случае отсутствия обратной связи в системе, либо в ситуации, когда обратная связь не улавливается органами управления по каким-либо причинам, данный тип системы в конечном результате может выходить из-под контроля, а также становиться неуправляемым. 

Сущность закона единства действий законов управления заключается в том, что протекание процессов и явлений управления является результатом взаимодействия равноприложенных сил, каждая из которых подчинена действию определенных законов управления. 

Замечание 5
Иначе говоря, законы управления находятся в постоянном взаимодействии, оказывая друг на друга влияние собственными свойствами. Уровень эффективности процессов управления зависит от уровня активного использования всей совокупности законов управления в целом. 

Для наиболее полного использования законов управления, важно, с одной стороны, обладать навыком реализации каждого закона по отдельности, а с другой – выявлять особенности механизмов взаимодействия каждого приведенного закона, который участвует в определенных управленческих процессах, либо явлениях. 

Частные и специальные законы управления и их особенности 

К числу частных законов управления принято относить те законы, которые относятся к управляющим подсистемам, законам организации (то есть управляемым подсистемам) и прочему. К числу частных законов, которые относятся к управляющим подсистемам, следует отнести: 

  1. Закон изменения функций управления;
  2. Закон сокращения числа ступеней управления;
  3. Закон концентрации функций управления;
  4. Закон распространенности контроля.

В соответствии с законом изменения функций управления следует, что увеличение, либо снижение уровня управления всегда провоцирует возрастание значений одних функций, а также снижение значения других. Спецификой закона сокращения количества ступней управления является то, что чем меньшим количеством уровней управления располагает организация, тем, при иных аналогичных условиях управление может быть оперативней и эффективней. 

В соответствии с законом концентрации функций управления установлено, что система управления стремится к большему концентрированию функций на определенном управленческом звене, и, следовательно – к увеличению количества работников, находящихся на руководящих должностях. 

Закон распространенности контроля гласит, что существует некоторая зависимость между численностью подчиненных, а также возможностью контроля их деятельности со стороны руководства. 

Вся система законов организации, в соответствии с уровнем их важности, может быть разделена на две основные подсистемы. Первая подсистема включает в себя самые важные, либо основополагающие законы организации. К их числу можно отнести: закон самосохранения, закон синергии и закон развития. 

Вторую подгруппу составляют менее важные законы, среди которых: закон информированности, закон упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности. Приведем характеристику законов данных подсистем.

Законы первой подсистемы. В соответствии с законом синергии, для любого предприятия существует определенный набор элементов, при котором потенциал предприятия всегда будет либо намного больше простой суммы элементов, которые в нее входят, либо намного меньше данной суммы. 

Замечание 6
В соответствии с данным законом, задачей руководителя любого предприятия прежде всего является поиск наиболее оптимального набора ее компонентов. 

Особенностью закона самосохранения является то, что каждая материальная система старается максимально себя сохранить, для чего задействует весь свой потенциал. Иначе говоря, общее количество созидательных ресурсов предприятия должно превышать суммарную силу воздействия внутренних и внешних разрушающих факторов. Если этого не сделать, то в этом случае организация фактически прекращает собственное существование. 

Практические аспекты использования закона самосохранения имеют неразрывную связь с обеспечением безопасности предприятия в целом, а также личной безопасности руководящего состава. В вопросах действий, нацеленных на достижение безопасности принято выделять две основных стратегии: оперативную и стратегическую.

В оперативной деятельности по достижению безопасности предлагается установление на территории организации, оборудования, сооружений и зданий, материалов, готовой продукции и сырья охраны. Кроме того, необходимы мероприятия по обеспечению личной безопасности работников. 

Замечание 7
Для стратегии обеспечения безопасности необходима разработка прогнозов состояния внутренней и внешней среды организации в перспективе, что необходимо для того, чтобы выявить и нейтрализовать возможные угрозы. 

Закон развития обладает следующим содержанием: в каждой материальной системе должен быть достигнут наибольший суммарный потенциал. Процесс развития организации может быть представлен в форме ее жизненного цикла. Жизненный цикл организации представляет собой системы четырех последовательных этапа, которые сменяют друг друга. Это: создание, рост, зрелость и спад деятельности. 

Приведем характеристику законов второй подсистемы. Так, особенностями закона информированности-упорядоченности является то, что чем большим уровнем осведомленности о перспективном и текущем состоянии внешней и внутренней среды обладает предприятие, тем с большим уровнем вероятности она будет нормально функционировать. 

Для данного закона необходимо, чтобы были созданы, развивались и были обеспечены нормальными условиями функционирования системы сбора, хранения, обработки и передачи информации, которая необходима для принятия обоснованных и адекватных управленческих решения. 

В законе единства анализа и синтеза установлено, что любые материальные системы стремятся настраиваться на режим функционирования в большей экономии средствами использования анализа и синтеза. 

Замечание 8
Анализ является системой исследования свойств, качеств и характеристик изучаемых объектов средствами их условного разделения на некоторые составные компоненты. При этом, синтезом является процесс обобщения информационных сведений о некоторых компонентах, а также о формировании целой системы информационных данных об объектах исследования в целом. 

Для того, чтобы реализовать положения закона единства анализа и синтеза в практической деятельности, необходимо выполнение следующих паттернов: составление, а также реализация программы непрерывного совершенствования предприятия, проведение различных маркетинговых исследований, сокращение уровня непроизводственных и производственных затрат и прочее. 

В соответствии с законом композиции и пропорциональности, любые материальные системы стремятся сохранять в собственной структуре весь перечень необходимых элементов, которые находятся в определенных отношениях. Вместе с тем, совокупность необходимых элементов организации составляют ее композицию, и их взаимоотношения выступают ничем иным, как пропорциональностью. 

Определение 3
Специальные законы – это служебные законы управления. Они имеют неразрывную связь с особенностями деятельности предприятия. Несмотря на это, в перечне специальных законов управления выделяются и такие, которые могут, либо должны использоваться на любом типе предприятий, вне зависимости от особенностей их деятельности, либо организационно-правового типа. 

Данные законы относятся к области экономики, и нацелены на регламентацию порядка реализации любых видов коммерческой деятельности. Также это могут быть и юридические законы, которые призваны регулировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов как друг с другом, так и с органами государственной власти. 

Законы функционирования социальных систем управления осуществляются на основании действий людей и обладают статусом закономерностей. 

Источник