Задачи социологии культуры
Задачи социологии культуры
1. Вопросы изучения социологии культуры
2. Конгнитивные задачи социологии культуры
3. Социологический анализ границ понятия «культура»
Вопросы изучения социологии культуры
Данная наука базируется на теоретических исследованиях устройства и развития социального взаимодействия, выделяет для оценки определённые стороны общественной жизни, включает комплекс существующих проблем, которые конкретизируют социологические методы изучения культуры как таковой.
К первоочередным задачам социологии культуры относят:
- Определение специфических идей культуры;
- Установление производителя и распространителя идей культуры, их средств и каналов;
- Определение влияния идей культуры на создание и развал социальных институтов;
- Изучение соотношения компонентов в структуре культуры: современных течений, классики, мифологии, религии, науки, идеологии и пр.
- Определение пропорциональных соотношений высокой и массовой культур, значения культуры в производстве и сохранении духовных наследий;
- Определение необходимости культурных факторов в отношении к работе, учёбе, накопительству и бизнесу;
- Выяснение влияния культуры на взаимодействие противоположных социальных групп: рас, наций, поколений, каст и пр.
- Определение сущности перемен, протекающих в повседневной культурной жизни села и города, и установление связи этих перемен с протекающими политическими и экономическими процессами.
По объекту изучения, в социологии культуры, можно определить три основные группы задач:
- Изучение деятельности социальных институтов культуры;
- Изучение взаимодействия общества и культуры;
- Исследование культурных ценностей социальных групп или отдельных личностей.
За культурными символами, образами, изменениями в суждениях и оценках скрываются факторы, являющиеся частью системы социальной регуляции. Социология культуры помогает выявить эти факторы.
Конгнитивные задачи социологии культуры
К информативным задачам социологии культуры относятся: выделение данной науки в отдельную область социологических знаний; изучение реального действия в обществе культурных ценностей; определение методов формирования практической культуры, способной накопить и сохранить культурное наследие и факторы социальной регуляции.
На пример, анализ процессов образования будет состоять из следующих этапов:
- Выделение конкретных образовательных структур;
- Документирование нормативно установленных за ними функций;
- Выяснение форм социального взаимодействия конкретного учреждения;
- Изучение передаваемых ими знаний;
- Выявление несоответствия между запрашиваемым уровнем преподавания и получаемым в реальности, подбор методов преодоления несоответствия;
- Разработка и применение новых социокультурных технологий и анализ последствий.
Переход на новый уровень, внедрение передовых методов возможны только при углублении исследований в социологии культуры. Сама культура при этом рассматривается как способ мотивации человеческой деятельности.
Социологический анализ границ понятия «культура»
Анализ культуры выделяет следующие границы:
- Культурно-социальное – различия определяются областями применения;
- Культурно-природное – различия определяются по территориальному признаку;
- Культурно-индивидуальное – различия между личностями.
Социальная реальность в науке состоит из: форм межличностных отношений людей и структуры связей и взаимных действий всех членов общества для решения вопросов жизнеобеспечения.
Социальная реальность в культуре определяется более насыщенными аспектами жизни общества: конфликты, ценностные ориентиры, словесные предписания и пр.
Границу между социальным и культурным определяют различия в оценках, действиях и определениях этих связей в процессе их осуществления людьми. Культурное расслоение основано на владении и понимании значимых объектов искусства (произведениями изобразительного искусства, новейшими промышленными технологиями, научными исследованиями).
Разница между индивидуальным и культурным предполагает наличие у человека эмоций и переживаний, которые он стремится выразить в формах, понятных другим людям., разграничение способностей и сферы их выражения. Культура, в данном случае – среда, дающая человеку возможность к познанию и выражению его потенциала и существовавшая задолго до его появления.
Объектами социологического анализа являются: неживые предметы, взаимодействия и их регуляция, социальные предпочтения и их анализ.