Задачи маркетинговой деятельности

Сущность маркетинговой деятельности и общая группировка ее задач

Определение 1

Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению маркетинговых задач фирмы.

Организация процесса маркетинговой деятельности служит практическим воплощение маркетинга как философии и концепции управления бизнесом. Его основными функциями считаются:

  • аналитическая функция;
  • производственная функция;
  • сбытовая функция;
  • функция контроля;
  • управленческая функция.

По большому счету они отражают собой совокупность различных видов маркетинговой деятельности, ориентированной на необходимость изучения рынка, развития товарного ассортимента, формирования и совершенствования каналов товародвижения, реализации рекламной политики и стимулирования продаж, а также на необходимость управления и контроля за ходом ее реализации.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

Основной целью маркетинговой деятельности считается повышение коммерческой эффективности бизнеса посредством обеспечения роста эффективности удовлетворения рыночных потребностей целевой группы потребителей.

В основе осуществления маркетинговой деятельности лежит потребность бизнеса в решении определенных задач. В общем смысле под задачами маркетинговой деятельности следует понимать проблемные ситуации и ориентиры, имеющие явно заданную цель, которую необходимо достичь.

Задачи маркетинговой деятельности неоднозначны по своей природе. Согласно наиболее общему подходу их состав и содержание определяются функциональным содержанием маркетинга. В этом смысле к числу базовых задач маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта принято относить:

  • изучение рынка и определение потребностей его участников;
  • трансформация потребительских запросов, нужд и предпочтений в реальный продукт;
  • определение отпускных цен на продукцию и механизмов ее оплаты;
  • доставка продукции до рынка (покупателя);
  • обеспечение информационной поддержки потенциальных и реальных потребителей.

В конечном счете, представленный перечень задач маркетинговой деятельности отражает собой ни что иное, как практическое наполнение маркетинг-микса и его составных компонентов. Их реализация в соответствии с требованиями рынка и его представителей, внешней и внутренней среды маркетинга позволяет фирмам добиваться поставленных в области маркетинга целей стратегического и тактического характера. От качества постановки базовых задач маркетинговой деятельности зависят возможности ее эффективной реализации.

Группировка задач маркетинговой деятельности в соответствии с видами спроса

В экономике задачи, стоящие перед маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта, принято группировать в зависимости от характера рыночного спроса, основные виды которого представлены на рисунке 1.

Виды рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Виды рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отрицательный характер спроса обусловлен снижением его общей рыночной величины, в основе которого лежит негативное отношение покупателей к товарам и/или услугам фирмы. В этом случае основной задачей маркетинговой деятельности фирмы считается анализ рынка, выявление причин неприязни к продукции со стороны потребителей, а самое главное – определение способности маркетинговой программы к изменению негативного отношения потребителей к фирменной продукции в результате ее передки (исправления), уменьшения уровня отпускных цен либо более активного стимулирования.

Отсутствующий спрос имеет место быть в том случае, когда потребители безразличны по отношению к продукции, выпускаемой фирмой, или попросту не заинтересованы в ней. В этом случае основной задачей маркетинговой деятельности считается изыскание способов увязки выгод, присущих ее продукции, с интересами и естественными потребностями целевой группы потенциальных клиентов.

Под скрытым спросом понимаются тем ситуации, когда большая часть потребителей оказывается неспособна удовлетворить имеющиеся у них потребности при помощи товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В этом случае первоочередной задачей маркетинговой деятельности считается оценка величины потенциального рынка сбыта и создание эффективных товаров и услуг, способных удовлетворить рыночных спрос (в качестве такого товара могут выступать, например, безвредные сигареты).

В условиях падающего спроса интерес потребителей в приобретении тех или иных товаров и услуг снижается. В этом случае маркетинговая деятельность фирмы должна быть ориентирована на решение таких задач, как анализ причин падения спроса и определение возможностей его стимулирования посредством изменения характеристик продукции, отыскания новых целевых рынок сбыта и иных мер.

Нерегулярный спрос характеризуется высокой степенью колебаний, которые могут быть вызваны различными факторами (наиболее яркий пример – спрос на сезонные товары, например, шубы). В этом случае первостепенной задачей маркетинговой деятельности является изыскание способов сглаживания сезонных колебаний в распределении спроса по времени при помощи таких инструментов, как гибкие цены, меры стимулирующего воздействия и иные приемы побуждения.

Полноценный спрос, как правило, имеет место быть в тех случаях, когда фирма оказывается полностью удовлетворена своим товарооборотом, что на практике бывает довольно редко. В этом случае основной задачей маркетинговой деятельности считается поддержание текущего уровня спроса на продукцию фирмы в условиях постоянно меняющихся предпочтений потребителей и ужесточения условий конкурентной борьбы за рынки сбыта.

Чрезмерный спрос имеет место быть в том случае, когда уровень спроса на продукцию фирмы превышает возможности его удовлетворения. В этом случае задачи маркетинговой деятельности опираются на концепцию демаркетинга и предполагают необходимость изыскания способов постоянного или временного снижения спроса, но не его ликвидации.

Наконец, в рамках нерационального спроса, то есть спроса на вредные товары и услуги, задача социально ответственной маркетинговой деятельности сводится к необходимости убеждения рынка в отказе от таких вредных привычек.

Источник

Поделитесь ссылкой: