Понятие, состав и роль функций менеджмента
Содержание процесса управления можно рассматривать посредством его функций, под которыми понимается система общих задач менеджмента.
Определение 1
Функция управления (менеджмента) — обособленное, относительно однородное направление в сфере осуществления управленческой деятельности, которое составляет процесс менеджмента.
Функции менеджмента разделяются по двум направлениям:
- основные функции, осуществляемые в соответствии с содержанием процесса управления;
- специфические (конкретные) функции, которые осуществляются в соответствии с направлением воздействия в сторону объектов управления.
В управлении различают пять основных функций менеджмента:
- Планирование, которое представляет собой прогноз и подготовку к будущему.
- Организация, в процессе которой происходит обеспечение предприятия всем необходимым для эффективного функционирования (оборудованием, материалами, финансирование, персоналом).
- Мотивация, заключающаяся в средствах выполнения организационной работы.
- Координация в качестве гармонизации деятельности для достижения поставленных целей.
- Контроль в виде проверки и надзора за всем происходящим на предприятии.
Цели и задачи функций управления
Процесс управления в соответствии с выполняемыми функциями берет свое начало с постановки системы целей и задач деятельности компании на соответствующий промежуток времени.
В процессе планирования определяется система целей функционирования и развития предприятия, а также пути и средства их достижения.
С помощью планирования решения принимаются своевременно, что дает возможность избежать поспешности в их реализации, установить четкие связи и способы их реализации, а также производить контроль ситуации.
Целью организации как функции является создание структуры компании, дающей возможность коллективу эффективно работать совместно для достижения ее целей.
В процессе осуществления функции организация, происходит решение следующих задач:
- Разделение компании на подразделения в соответствии с целями и стратегиями.
- Делегирование полномочий.
Важной задачей при обеспечении эффективной организации является организация потоков информации, которая должна быть достаточной, но не излишней.
Мотивация имеет своей задачей побудить себя и других к деятельности с целью достижения личных результатов или планов предприятия.
Координация действий работников может происходить при подготовке документов (плана, приказа, отчёта, предложения, которые направляются в другие организации, ответы на распоряжения и запросы властей).
В процессе координации решаются задачи по формулированию и донесению до всех сотрудников целей предприятия, а также до каждого его подразделения в связи с общими целями.
При осуществлении контроля происходит обеспечение достижения целей предприятии. Контроль нужен, что бы обнаружить или разрешить возникающие проблемы своевременно, пока они не станут чрезвычайно серьезными, ее можно использовать в качестве стимулирования успешной деятельности.
В процессе контроля происходит постановка стандартов, изменение фактических и достигнутых результатов и проведение корректировки в тех случаях, если достигнутый результат значительно отличается от установленного стандарта.
Замечание 1
Важной целью контроля, которую следует учитывать первостепенно, является то, что он должен быть всеобъемлющим.
Все менеджеры, независимо от уровня управления, должны производить контроль в качестве неотъемлемой части своих должностных обязанностей, даже если на это не было дано особого поручения.
Основными видами контроля являются предварительный, текущий и заключительный.