Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг и логистика: понятие, цели и задачи

Маркетинг и логистика рассматриваются как отдельные понятия и виды деятельности на предприятии. Но они тесно взаимосвязаны между собой.

Определение 1

Под маркетингом понимается концепция управления производством и реализации товаров, которая ориентирована на спрос.

Маркетинг – это деятельность компании, которая заключается в удовлетворении потребностей потребителей.

Определение 2

Логистика – это тоже концепция, но управления материальными, информационными и другими потоками, которая ориентирована на эффективное применение средств и потенциала компании для физического перемещения продукции внутри предприятия и вне его в целях удовлетворения потребностей потребителей в транспортных и снабженческих услугах.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

И маркетинг, и логистика удовлетворяют определенные потребности людей. Цели этих обоих понятий также пересекаются и имеют что-то общее.

Главная цель маркетинга заключается в производстве и продаж той продукции, которая необходима потребителю.

Основная цель логистики строится на правиле «7 Н», а именно обеспечения наличия «нужного» продукта в «нужном» количестве и «нужном» качестве в «нужном» месте в «нужное» время для «нужного» потребителя.

Задачи маркетинга:

  • изучение и анализ потребителей и товаров предприятия;
  • анализ и прогнозирование состояния и развития рынков;
  • участие в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия;
  • разработка новой продукции или услуг;
  • оценка деятельности конкурентов;
  • разработка товарного ассортимента;
  • разработка ценовых стратегий;
  • маркетинговые коммуникации;
  • реализация товаров и услуг организации;
  • осуществление постпродажного сервиса.

Основные задачи логистики делятся на глобальные и частные. Глобальной задачей является достижение минимальных логистических затрат в условиях нестабильного рынка. также глобальными задачами считаются моделирование логистических систем.

Частные или локальные задачи логистики:

  1. сокращение времени хранения продукции (уменьшение складских расходов и увеличение сбыта продукции);
  2. уменьшение времени перевозок (снижение транспортных расходов и быстрая доставка до потребителя);
  3. оптимальное распределение транспортных средств;
  4. быстрое реагирование на запросы потребителей;
  5. оперативная обработка и представление информации.

Замечание 1

Маркетинг нацелен на изучение рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь ориентирована на формирование систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их движением.

Особенности связи между маркетингом и логистикой

Маркетинг и логистика чаще всего применяются в комплексе, что способствует получению преимуществ и маркетинга, и логистики.

Оба вида деятельности на предприятии тесно переплетаются в рамках процесс удовлетворения запросов потребителей при оптимальных расходах. Функции маркетинга находятся на первом месте и дают ответы на вопрос: что необходимо? На втором месте стоят функции логистики, отвечающие на вопрос – как это сделать? Это говорит о том, что маркетинг и логистика – это равнозначные элементы одной системы, а именно системы реализации продукции.

Замечание 2

Логистика остро нуждается в применении маркетинговых подходов и технологий. В маркетинге логистика направляет деятельность компании к снижению совокупных издержек, которые имеют место в процессе движения и хранения товарно-материальных ценностей от выбора поставщика до послепродажного обслуживания.

Общие характеристики логистики и маркетинга:

  • философия бизнеса и образ мышления;
  • междисциплинарные науки;
  • образ действия, объединенные функции экономических систем;
  • принцип комплексности и синхронности;
  • системный характер;
  • соответствие характеру производственных отношений.

Но существует и ряд различий между маркетингом и логистикой.

Сравнительная характеристика логистики и маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Сравнительная характеристика логистики и маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Взаимосвязь маркетинга и логистики прослеживается и при рассмотрении их комплексов, работа которых влияет на удовлетворенность потребителей.

Маркетинг-микс включает себя 4Р:

  • Product (продукт, удовлетворяющий потребности конечного потребителя);
  • Price (цена продукта и ценовая политика);
  • Plасе (места продаж);
  • Promotion (продвижение продукта).

Логистический комплекс включает семь элементов:

  1. Right product (нужный продукт, предназначенный для распределения);
  2. Right guantity (нужное количество продукта);
  3. Right condition (нужное качество продукта);
  4. Right place (нужное или конкретное место распространения продукта);
  5. Right time (нужное время на работу с продуктом);
  6. Right customer (наличие нужного потребителей продукта);
  7. Right cost (рассчитанные затраты на работу с продуктом).

Взаимосвязь маркетинга и логистики значительна и разнообразна, поскольку эти два вида деятельности тесно связаны между собой единой последовательностью управления бизнес-процессами.

Сущность и функции маркетинговой логистики

Современные коммерческие организации осваивают инновационные подходы и технологии для повышения своей конкурентоспособности на рынке. Одной из таких новинок являются маркетинг и логистика. Для повышения эффективности работы обоих видов деятельности их интегрируют в единый комплекс, который называется маркетинговая логистика.

Определение 3

Маркетинговая логистика – это деятельность по управлению материальными, информационными и другими потоками в компании при их движении от производителя до потребителя, ориентированная на удовлетворение их потребностей.

Маркетинговая логистика — это сочетание идей маркетинга и логистики. Она решает задачи ассортиментной загрузки производственного процесса на основе анализа портфеля заказов. Также в рамках ее функционирования определяются технология оптимального движения ресурсов и товаров, разрабатываются требования к качеству и упаковке, определяются области возникновения потерь и нерационального использования ресурсов компании.

Основные функции маркетинговой логистики:

  • обработка заказов;
  • складирование;
  • управление товарными запасами.

Маркетинговая логистика начинается с получения заказа от потребителя по почте, по телефону или через посредников. Система обрабатывает заказ и оформляет счет-фактуру, которая передает на склад на оформления. До момента продажи все товары хранятся на складе. Для быстрого выполнения заказов компания должна иметь оптимальный запас продукции на складе. Уровень товарных запасов влияет на удовлетворенность потребителей. Чем больше запасов на складе, тем выше расходы на его содержание, также возникает проблема устаревания товаров. Но небольшой уровень запасов может вызвать дефицит, что привет к неудовлетворенности потенциальных покупателей, которые могут уйти к конкурентам. Оптимальный уровень товарных запасов – это соотношение стоимости поддержания запасов с объемами продаж и прибыли.

Источник

Поделитесь ссылкой: