Восприятие труда в различных религиях


Основные определения

Определение 1

Ценности – это определенные объекты и явления, представляющее личностную и/или социально-культурную значимость

Определение 2

Труд – это целесообразная, сознательная деятельность человека, ориентированная на удовлетворение потребностей отдельной личности и общества в целом

Отношение к труду среди варваров 

Варвары весьма негативно воспринимали созидательную деятельность. Согласно британскому историку и философу А. Тойнби, автору книги «Постижение истории», варвары особенно уважали искусство войны, а остальные виды деятельности практически не признавали. Таким образом ценность труда для них была нулевой. 

К производственному труду в обществе варваров так же относились достаточно неоднозначно. Российский культуролог и историк А.Я. Гуревич в своей книге «Средневековый мир» исследует трудовую деятельность в древнегерманском обществе. Свободные граждане этого общества также занимались военным делом. Однако они на своей земле являлись и скотоводами, и земледельцами. 

Замечание 1

Только у некоторых представителей древнегерманского общества имелось достаточное число рабов, чтобы свободный гражданин мог не заниматься трудовой деятельностью

Земледелие и скотоводство в древнегерманском обществе особенно не ценились. Эти люди в основном жили войнами, грабежами и набегами. Уважение к человеку приходило после его успеха в какой-нибудь битве, а труд на своей земле никак не мог улучшить репутацию человека. 

Отношение к труду в античности 

Античное общество также не высоко воспринимало ценность труда. Даже в период поздней античности физический труд не рассматривали как благодетель. 

В Римской империи бытовало мнение, что физический труд – это удел людей низкого, неблагородного происхождения. Тем не менее, отдельные философы старались изменить мировоззрение людей в этом вопросе. 

Пример 1

Эпиктет и Сенека активно распространяли в обществе мысль, что труд не является чем-то низким

Отношение к труду в христианстве 

Христианство характеризуется совершенно иным восприятием труда. В христианском обществе безделье считалось одним из самых страшных грехов. 

Замечание 2

Главным постулатом раннего христианского общества являлся призыв: «Если кто не хочет трудиться, то и не ест»

В раннехристианском обществе отношение к труду, собственности, богатству и бедности рассматривалось с позиции их отношения к Богу, они являлись своего рода ступенями на пути к Богу. И все же данная система не преследовала каких-либо определенных экономических целей. 

Отношение к труду в протестантизме 

В протестантстве было особое восприятие труда. Так, в Европе в XVI веке началась Реформация. В результате образовалась новая ветвь христианства, получившая название «протестантизм». 

Свод моральных правил протестантизма называет труд главным человеческим предназначением. Главный инициатор Реформации Мартин Лютер считал, что Бог не выступает против богатства, что он желает, чтобы человек больше трудился, имея при этом право на больший доход. Также важной идеей того времени был постулат, что человек не должен упускать возможность заработать своим трудом. 

Отличительные особенности протестантизма

До эпохи протестантизма экономический и хозяйственный мир являлся чем-то неестественным и низменным. Считалось, что, заботясь о материальном благополучии, человек уничтожает вдохновение души. До Реформации мыслитель противопоставлялся ремесленнику, а поэт – торговцу. Протестантизм поэтизировал труд.

Любая деятельность, которая была способна улучшить качество жизни, воспевалась. При этом активно осуждалась бездеятельность. В ряде стран на уровне законодательства прописывалось отрицательное отношение к безработным бродягам, которые не работали. Труд считался ответом на призыв Бога. Через труд человек должен был стремиться к улучшению своей жизни. 

Поэтому люди всеми силами совершенствовали свои трудовые навыки. Но отношение к труду как к ценности было не единственной основой воспевания труда. Все же труд был неразрывно связан с аскетическим образом жизни. Т.е. человек, приобретая выгоду от трудовой деятельности, не должен был сразу же ее потратить на удовлетворения своих потребностей. 

Смысл всего состоял в следующем: человек должен трудиться, делать некоторые накопления и избегать соблазна потратить все деньги на свои удовольствия. В этом заключается отличие протестантизма от католицизма. 

Замечание 3

В католицизме считалось благим делом помогать бедным и обездоленным, в протестантизме подобное наоборот осуждалось, потому что таким образом человека лишали возможности освоить какую-нибудь трудовую деятельность. В протестантизм весьма похвальным считалось бережное отношение к вещам и деньгам

Реформация внесла в христианство экономическую составляющую. До этого периода истории считалось, что прибыль должна быть в таком размере, чтобы ее хватало только на удовлетворения базовых каждодневных потребностей человека.

Реформация пропагандирует получение человеком прибыли в как можно больших размерах, но сообразно приложенным усилиям в трудовой деятельности. Прибыли должно хватать и на удовлетворения основных потребностей, и на сохранение запаса. Этот запас должен быть потрачен на расширение своей трудовой деятельности. Похожий подход можно отметить и в идеях капитализма. 

Протестантизм и капитализм

Капитализм стал развиваться в Европе в эпоху романтизма. Собственно, и романтизм, и капитализм имеют немаловажную общую черту – устремленность в бесконечность. 

Протестантизм не просто идеализировал и воспевал труд, он придал этому понятию новый смыл, который заставил человека по-иному взглянуть на свою природу, понять бесконечность бытия. Именно в период Реформации начинает формироваться человек новой эпохи. 

Наибольшей поэтичностью обладал именно предпринимательский труд, потому что его воспринимали как творческий процесс. Труд рабочих был так же уважаем, но его поэтизация произошла только в коммунизме. 

Замечание 4

Капитализм наибольшее развитие получил именно в европейских государствах, хоть и развивался в других уголках земного шара, к примеру, в Вавилоне, Индии, Китае

 

Поделитесь ссылкой: