Восприятие пространства

Восприятие пространства – это понимание размера, формы, а также объема предметов, каково расстояние между ними и как как они располагаются. Также учитываются удаленность, направление объектов. Таким образом, это образное отражение принципов организации пространства, совокупность восприятия размера, формы, цвета и других характеристик объектов, того, как они располагаются в пространстве.

Воспринимать пространство помогают зрительный, кожный, двигательный и вестибулярный анализаторы. Воспринимать пространство – значит понимать, что такое отдаление, какое расстояние между предметами существует, особенности направления, размера и формы предметов.

Восприятие движения

Определение 1

Восприятие движения – это понимание изменения положения предметов во времени и пространстве.

В процессе наблюдения движения происходит понимание:

  • особенностей передвижения (приближение, отдаление, сгибание, отталкивание и т.д.);
  • формы движения (криволинейное, прямолинейное, круговое, по дуге);
  • размаха движения (неполная амплитуда и полная);
  • направленности движения (в левую, правую стороны, вверх, вниз);
  • длительности передвижения (длительное, краткое);
  • скорости передвижения (медленное или быстрое);
  • характера движения (ускоряющееся, равномерное, плавное, замедляющееся, прерывистое).

Восприятие движения происходит посредством сотрудничества разных типов анализаторов — зрительного, вестибулярного, двигательного, слухового и т. д.

Восприятие формы

Предметы, которые находятся вдали, воспринимаются в меньшем размере, чем те, которые располагаются ближе. В отдалении трехмерные объекты воспринимаются более плоскими, потому что глубинные ощущения становятся менее выраженными. К примеру, куб с близкого расстояния будет казаться вытянутым, тогда как с дальнего – сплюснутым.

Форму также можно понимать и без помощи зрительных ощущений. Это можно сделать посредством кинестезии, то есть ощупать предмет руками, а также при помощи слуха – так в пространстве ориентируются летучие мыши, но у людей подобной способности нет.

Восприятие формы – самая важная задача зрительного анализатора. С его помощью можно определить характерные особенности предметов.

Восприятие форм бывает двух видов:

  • восприятие плоскостной формы;
  • восприятие объемной формы.

При плоскостном восприятии нужно понимать очертания объектов, их границ. Восприятие плоскости зависит от того, насколько четким было изображение, которое получила сетчатка глаза.

Существуют следующие законы восприятия:

  • апперцепция;
  • категоризация;
  • вербальное опосредование;
  • зависимость от установки;
  • субъективность;
  • принцип изоморфизма.

Законы восприятия

Данные законы были сформулированы М. Вертгеймером:

  1. Сходство. Объекты похожи друг на друга по определенным элементам (размер, цвет, форма. Они в процессе восприятия группируются и соединяются.
  2. Близость. Объекты, которые находятся рядом, нередко визуально объединяются.
  3. Общая судьба. Объекты способны соединятся посредством общей тенденции изменений, которые наблюдаются в них.
  4. Хорошее продолжение. Из линий, которые пересекаются или касаются, воспринимается лучше та, которая обладает меньшей кривизной.
  5. Замкнутость. Замкнутые объекты намного лучше воспринимаются человеком.
  6. Группировка без остатка. Глаз пытается сгруппировать объекты так, чтобы не было ни одного отдельно стоящего.

Также существует еще одна классификация законов восприятия:

  1. Фигура и фон. Один предмет выделяется ярче, чем другие на его фоне. Глаз воспринимает мир пятнами, хватает самый значимый один предмет. На какое-то время предметы за ним становятся фоновыми.
  2. Мертвая зона. Все, что может воспринимать вокруг себя человек, который не стоит на месте, носит название зрительного поля. Объекты, которые попадают в нижнюю часть зрительного поля человека, воспринимаются в несколько раз хуже, чем те, которые были в верхней части.
  3. Переключение внимания. Из-за того, что человеческий глаз любит выделять только одну фигуру из большого количества, восприятие одного объекта быстро надоедает. Из-за этого нужно переключать свое внимание, искать глазами другие фигуры для восприятия. В практике это значит, что запрещается в рекламных целях ставить похожие товары в длинную линию, без расставления зрительных акцентов. Так человек, который пришел за товарами в магазине, не заметит их, пойдет искать те, что больше выделяются.
  4. Группировки. Данная закономерность отражает характерные черты восприятия человека, особенности его интеллектуального развития. Человек намного легче воспринимает информацию тогда, когда они находятся в группировке. Нужно разложить так объекты, чтобы человеку эта группировка была понятна, казалась логичной.
  5. Закон 7+2. Размеры восприятия человека ограничиваются природой. Человек не может заметить и запомнить больше 7 (плюс-минус 2) предметов.

Восприятие цвета

Цвет появляется только в тех случаях, когда присутствую все три его элемента:

  • наблюдатель;
  • объект;
  • освещение.

Чисто белый свет человеком ощущается в качестве бесцветности. В физической характеристике он обладает всеми цветами спектра. В случае, когда белый свет достигает предмета, поверхность этого предмета выборочно поглощает некоторое количество цветов, а некоторые отражает. Отраженные цвета и формируют у человека цветовое восприятие.

Глаз человека воспринимает цветовой спектр при помощи своего зрения. Глаз использует комбинацию из клеток колбочек и палочек. У палочек большая чувствительность к свету, они различают интенсивность света. Колбочки же способны воспринимать цвета, но только при ярком освещении.

Источник