Замечание 1

Между воспитанием и обучением всегда присутствовала неразрывная связь, поскольку обучение, по сути, носит воспитательный характер.

При этом воспитание в обучении реализуется под постоянным влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и прочих. Все это делает воспитание сложным многокомпонентным процессом.

Определение 1

Воспитательная функция обучения заключается в закладке нравственных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Благодаря процессу обучения развиваются потребности личности, мотивы социального поведения и действий, мировоззрение и ценности.

Факторы воспитания в обучающем процессе

Определение 2

Содержание образования является базовым воспитывающим фактором в процессе обучения.

Воспитательный потенциал при этом вариативен, зависимо от учебной дисциплины. Как правило, у наук гуманитарного и эстетического направления он значительно выше. Эти области имеют оптимальное предметное содержание для формирования личности. Но, как и любые другие, автоматического воспитания данные предметы не несут.

Формат и содержание учебного материала разными учениками воспринимается по-своему. Подобный факт обусловлен уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуацией обучения, спецификой коллектива, временем и местом обучения. Суть предметов естественнонаучного цикла влияет на формирование мировоззрения, позволяет составить в сознании цельную картину мира и основываясь на этом выработать личные взгляды на жизнь.

Определение 3

Еще один элемент, из которого формируется воспитательная функция – это форма общения педагога и учащегося. Немалое влияние оказывает психологический климат в коллективе, общение и взаимодействие участников процесса между собой, стиль руководства деятельностью.

В современном обществе наиболее приемлемым, для взаимодействия с учащимися считается демократический стиль. Он эффективно выполняет свои функции, позволяя находить подход к любым категориям обучающихся. Это обусловлено гуманной и уважительной формой общения, предоставлением определенной доли самостоятельности, приобщению к организации процесса обучения.

Несмотря на эти нюансы, демократический стиль все же отводит руководящую роль в процессе учителю и позволяет реализовать функции воспитания. Для корректного комбинирования образовательного и воспитательного компонента педагог должен уметь грамотно подбирать и анализировать материал, предлагаемый ученикам для изучения, учитывая его воспитательный потенциал, а не только образовательную пользу. Строить процесс обучения следует таким образом, чтобы он стимулировал личное восприятие информации учениками, а также вызывал их оценочное отношение к материалу, формировал интересы и потребности. Таким образом, педагогу необходимо детально проанализировать, предварительно проработать процесс обучения и убедиться, что он несет воспитательный потенциал.

Особенности воспитания в ходе обучения

Не стоит забывать, что воспитывающая функция образования предполагает участие и других факторов воспитания, поэтому не следует всецело подчинять образовательный процесс воспитательным целям. Формирование взглядов ребенка продолжается и вне стен учебного заведения, однако, так или иначе, образование оказывает на это процесс определенное влияние. Безусловно, следует создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, но не стоит также забывать и о праве на самостоятельный анализ.

Взаимодействие воспитания и образования имеет взаимозависимый характер. Это выражается в невозможности существования понятий отдельно друг от друга. Без определенного уровня воспитанности, наличия навыков социального поведения, тяги к знаниям обучение невозможно.