Определение 1

Система управления качеством — это взаимосвязанная совокупность субъектов, мероприятий, методов, средств, принципов, правил и других элементов, которые создают условия, гарантирующие надлежащий уровень качества.

Общие сведения о внутришкольной системе управления качеством образования

Для современного государства и общества важно обеспечить качество образования на надлежащем уровне, так как это одно из главных условий повышения конкурентоспособности национальной экономики, достижения социальной стабильности, развития у населения всех видов культуры и т. д.

Первичным элементом, где может быть внедрена система управления качеством образования, является общеобразовательное учреждение — школа. Внутришкольная система управления качеством нацелена на то, чтобы образование было качественным. Этого можно достичь путем реализации ряда принципов.

Так, комплекс ключевых компетенций, прививаемых человеку в школе, должен определяться в результате действия не ведомственного, а общественного, демократического механизма. Нужно обеспечить равный и справедливый доступ к образованию для людей с разными способностями, особенностями и социальными возможностями.

Сотрудников школы нужно вовлекать в процесс постановки и достижения целей (образовательных результатов). Руководству образовательного учреждения нужно принимать на себя лидирующую роль в части совершенствования стратегии развития и системы управления качеством образования.

Для достижения целей школы требуется постоянное совершенствование деятельности сотрудников (прежде всего, через прохождение ими курсов повышения квалификации). Нужно сделать так, чтобы деятельностью школы были удовлетворены все участники образовательного процесса: ученики, учителя, администрация, технический персонал, родители.

Достижения учащихся должны оцениваться по такой системе, которая позволила бы им постоянно совершенствовать свои образовательные достижения, повышать свою мотивацию к обучению и самооценку. Самой школе тоже следует выявлять проблемы и определять способы их решения через проведение внутренней экспертизы деятельности организации (т.е. самообследования).

Результаты функционирования внутришкольной системы управления качеством образования

Ожидаемые результаты внедрения и функционирования внутришкольной системы управления качеством образования, как правило, заключаются в следующем:

  • обучающиеся — здоровы, получают хорошее питание и готовы участвовать в образовательном процессе и мотивированно учиться при поддержке семьи и общества;
  • образовательная среда — здоровая, безопасная, обеспечивающая защиту, предоставляющая необходимые ресурсы и благоприятные условия для личного развития обучающихся;
  • содержание — это учебные программы и материалы, предназначенные для овладения базовыми навыками (ключевыми компетенциями), особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как тендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний, мирное сосуществование;
  • технологии – использование учителями таких подходов к обучению, в которых на первом месте стоят интересы ребенка, проведение занятий в специально оборудованных аудиториях и школах, оценивание способностей ребенка с целью его стимулирования к обучению и минимизации различий в объеме знаний;
  • результаты — это знания, умения и личная позиция обучающегося, которые связаны с национальными задачами в области образования и его позитивным участием в общественной жизни.

Таким образом, система управления качеством образования способна значительным образом изменить состояние образовательного процесса, что должно благоприятно отразиться на образовательных результатах обучающихся.

Создание внутришкольной системы управления качеством образования

Внутришкольная система управления качеством образования может быть успешно создана в результате реализации определенной программы деятельности педагогического коллектива. Сперва нужно учредить совет по управлению качеством образования в общеобразовательном учреждении. Предполагается вхождение в состав этого органа директора, его заместителей, родителей, учителей, учащихся и т.д. Стоит отметить, что председателем совета не должен быть директор школы.

Совет должен сформулировать миссию, стратегические цели, политику в области в качестве образовательного учреждения. На основе этих данных проводится разработка соответствующих образовательных программ.

При работе с педагогическим коллективом нужно преодолеть сопротивление инновациям. Всех членов коллектива следует ориентировать на единые ценности и цели, а также активно вовлекать в работу по достижению поставленных целей.

Учителям нужно овладеть методам реализации ключевым компетенциям в учебном процессе и способам их оценивания. Данная деятельность учителей впоследствии будет подвергать регулярной оценке по особым критериям и показателям.

В то же время нужно обеспечить обучение руководящего состава образовательного учреждения методологии управления качеством образования. Это означает знакомство с соответствующей литературой, посещение специальных курсов, семинаров, прохождение стажировки.

На всех этапах создания системы управления качеством образования нужно проводить ее мониторинг и экспертизу с участием родителей, внешних и внутренних экспертов.

Таким образом, внутри общеобразовательного учреждения (а именно — школы) в настоящее время следует создать и внедрить систему управления качеством образования. Данный шаг способствует качественному скачку в развитии образовательного процесса, поскольку он предполагает комплексное совершенствование деятельности всех вовлеченных лиц: обучающихся, учителей, руководителей, руководителей и др.

Источник