Влияние внешней среды на эффективность управления организацией

Понятие внешней среды организации

Определение 1

Влияние внешней среды на эффективность управления организацией – это воздействие, которое внешние факторы окружения (как микро-, так и макроуровня) оказывают на результаты осуществления управленческих действий внутри компании.

Ни одна организация не может функционировать изолированно от внешней среды:

  • из внешней среды поступают ресурсы, обеспечивающие функционирование и поддержание потенциала организации,
  • во внешнюю среду поступают результаты работы организации (например, продукты и услуги).

Среда любой организации распадается на два крупных элемента:

  • внешняя среда,
  • внутренняя среда.

На внутреннюю среду организация может оказывать непосредственное влияние, изменять ее. Внешняя среда образует условие и факторы, которые воздействуют на саму организацию, требуют учитывать их, приспосабливаться к ним. Иными словами, внешняя среда обусловлена внешними факторами.

Внешняя среда состоит из:

  • хозяйствующих субъектов,
  • национальных и международных институтов,
  • экономических, политических, социальных, технических, экологических и правовых условий,
  • других условий и факторов, существующих в окружении компании и оказывающих влияние на разные сферы его деятельности.

По отношению к организации внешняя среда является объективной. Это значит, что она существует независимо и должна учитываться в деятельности. От того, насколько полно руководство организации учитывает аспекты внешнего окружения, зависит эффективность и результативность функционирования компании.

Определение 2

Внешняя среда – это все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде, не зависят от действий конкретной организации, но оказывают (или могут оказывать) воздействие на ее работу (и в связи с этим требуют принятия управленческих решений от руководства организации).

Конкретный набор факторов и степень их воздействия зависят от специфики работы фирмы. Как правило, менеджмент компании самостоятельно решает, какие из факторов наиболее сильно влияют на результаты работы – как в текущий момент, так и в перспективе на будущее. Проводимые исследования сопровождаются разработкой конкретных методов и средств принятия управленческих решений.

В рамках анализа внешняя среда обычно делится на два сегмента:

  • микросреда (среда прямого воздействия),
  • макросреда (среда косвенного воздействия).

Второе название среды прямого воздействия – непосредственное деловое окружение. В это окружения входят субъекты, непосредственно влияющие на деятельность рассматриваемой организации. К ним относятся:

  • конкуренты,
  • потребители (покупатели, заказчики),
  • поставщики,
  • государственные органы,
  • нормативно-правовые акты в той части, которая непосредственно определяет функционирование компании.

Более общее внешнее окружение – факторы среды косвенного влияния – не воздействуют на организацию так сильно и заметно, как факторы микросреды. Однако менеджеры должны уделять внимание и им. При этом макросреда сложнее, обширнее и многограннее, чем микросреда. Макроокружение задает общий фон существования компании во внешней среде. Факторы косвенного воздействия обычно делят на следующие группы:

  • экономические,
  • политические,
  • социальные,
  • технические (технологические),
  • экологические,
  • правовые (законодательные).

Внешняя среда является изменчивой, что порождает постоянное беспокойство для организаций. Поэтому анализ должен проводиться непрерывно. То, что было актуально год назад, может утратить свое значение или трансформироваться до противоположного состояния.

Характеристики внешней среды и ее влияние на эффективность управления

Обычно руководство фирмы старается учитывать действие только тех факторов внешней среды, которые существенно влияют на эффективность функционирования вверенной компании в данное время. Однако эффективность принятия решений определяется широкой охвата информации о состоянии внешней среды и действии разнообразных ее факторов. Факторы и качества внешней среды характеризуются многообразием, что позволяет классифицировать их по разным основаниям. В целом внешняя среда характеризуется следующими признаками:

  • взаимосвязанность между факторами,
  • подвижность,
  • сложность,
  • неопределенность.

Взаимосвязанность между факторами внешней среды предполагает, что изменение одного фактора оказывает воздействие на другие факторы. Аналогичные процессы типичны и для внутренней среды организации.

Сложность внешней среды характеризуется числом факторов, которые организация должна учитывать, а также уровнем вариативности каждого из них. Например, если организация подвержена воздействию всего нескольких поставщиков, а технологии в сфере ее деятельности меняются медленно, можно говорить, что ее внешнее окружение проще, чем у другой компании, на которую давят заинтересованные группы влияния и многочисленные конкуренты, а технологии развиваются стремительно.

Подвижность внешней среды определяется скоростью, с которой изменяется окружение компании. Общемировой тенденцией является нарастание скорости изменений. Однако в разных сферах и для разных организаций подвижность внешней среды все же различается. Например, наиболее заметные изменения технологий и напряженная конкурентная борьба по этому поводу наблюдаются в сфере телекоммуникаций, разработки программного обеспечения, биотехнологий, фармацевтической промышленности и т.д. В кондитерской или мебельной промышленности изменения не столь стремительны.

Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, доступной организации (или лицу) по поводу конкретных факторов, а также мерой надежности этих сведений. Если информации мало, или ее точность вызывает сомнения, среда характеризуется большей неопределенностью, чем в случае, когда доступна высокоточная информация. Чем выше неопределенность внешнего окружения, тем труднее менеджменту принимать решения, просчитывать их результаты и последствия.

Источник