Влияние личностных качеств менеджера на эффективность управления в гостиничной отрасли

Управление любой организацией — это, прежде всего, работа с людьми, причем, с каждым человеком по отдельности. Поэтому менеджеру важно научиться работать так, чтобы все, с кем ему приходиться работать, прониклись к нему расположением и были убеждены в его правоте, а также прилагали максимум усилий для обеспечения успеха в общем деле

На каждом этапе становления общества проблема управления стояла крайне остро. Ее пытались решить многие специалисты, однако, их труды имели разрозненный характер, не формируя обобщенной теории.

Лишь во второй половине прошлого века после промышленной революции на Западе, ситуация существенно изменилась. Во всех сферах жизни общества господствовали рыночные отношения. Тогда стали появляться крупные компании, требовавшие большого количества руководителей высшего и среднего уровней, которые бы могли принимать грамотные рациональные решения, были способны работать с большими массами людей и быть свободными в совершении поступков. В результате этого, от управляющих требовали высокого уровня профессионализма, компетентности, умения соизмерять собственную деятельность с уже имеющимися законами. В итоге появляется группа людей, которые осуществляют профессиональную управленческую деятельность. Таким руководителям уже не требуется держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. В качестве основной задачи начинает выступать кропотливая организация и ежедневное управление производством для того, чтобы обеспечить наибольшие показатели прибыли собственникам организации. Этих людей стали называть менеджерами.

Роль и функции менеджера в современной гостиничной организации

Для обеспечения эффективного управления нужен грамотный и эффективный менеджер, то есть, тот, который обладает стратегическим мышлением, способностями определять будущее отеля и ежедневно принимать решения, способные это будущее обеспечить.

Менеджер — это профессиональный управляющий, который достигает целей посредством использования труда других людей. Он обладает полномочиями в принятии решений в конкретной сфере деятельности. Результативность работы менеджера всегда будет зависеть от умения работать с персоналом, правильно использовать информацию, создавать благоприятный и необходимый отелю социально-психологический климат, а также своевременно принимать эффективные решения.

Для оперативного принятия ответственных решений менеджер получает от собственника предприятия почти неограниченные права по управлению, то есть, широкие полномочия.

Особенности менеджмента в гостиничном хозяйстве

В соответствии с определением из толкового словаря, Уэбстера, индустрия гостеприимства представляет собой сферу предпринимательства, которая состоит из видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, щедрости, а также дружелюбия по отношению к гостям.

Соответственно, индустрия гостеприимства может быть рассмотрена в виде разнообразных форм предпринимательства, которое специализируется на рынке услуг, связанном с процессом приема и обслуживания гостей.

Менеджер в гостинице обязан знать:

  1. Законодательные и нормативные правовые акты, которые регламентируют коммерческую и предпринимательскую деятельность.
  2. Особенности рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса. Кроме того, от него требуется понимать конъюнктуру рынка гостиничной сферы, порядок его ценообразования, налогообложения, а также основы маркетинга.
  3. Теории менеджмента, макро — и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела
  4. Теорию и практику работы с сотрудниками гостиницы.
  5. Методы и формы ведения рекламных компаний
  6. Особенности разработки бизнес-планов, а также коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов.
  7. Базовые аспекты социологии, психологии и мотивации труда.
  8. Особенности этики делового общения.
  9. Базу технологии производства.
  10. Особенности структуры управления гостиничной организацией, наряду с перспективами инновационной и инвестиционной деятельности.
  11. Методы и способы оценки деловых качеств работников.
  12. Особенности ведения делопроизводства в конкретной сфере и общие основы делопроизводства.
  13. Способы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники.
  14. Законодательство о труде.
  15. Российский и иностранный опыт в сфере управления.
  16. Нормы и правила охраны труда.

Классификация менеджеров в гостиничном секторе

Принято разделять менеджеров индустрии гостеприимства на три уровня:

  1. Высший.
  2. Средний.
  3. Низший.

На менеджеров низшего звена возложено руководство сотрудниками (которые не участвуют в управлении). Охарактеризовать их напряженную работу можно частыми переходами от одной задачи к другой. При этом временной период для обеспечения реализации решений является коротким.

Менеджеры среднего звена занимаются координацией и контролем работы младших начальников. Как правило, он стоят во главе организации крупных подразделений, выступая в виде буфера руководством высшего и низшего уровней.

Менеджеры высшего звена ответственны за принятие решений крайне важных для организации работы отеля в целом. У их работы нет четкого завершения. При этом можно говорить о наличии существенного риска. Менеджеров этого звена намного меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд ценится очень высоко и отлично оплачивается.

Любой менеджер обладает определенным набором личностных качеств, которые способны воздействовать на работу гостиницы в целом. На стиль управления влияют: темперамент, характер менеджера, умение контролировать собственные чувства, умение четко формулировать указания, сдержанность или, наоборот, несдержанность, умение располагать коллектив к себе и пр.

Источник