Биография Анри Файоля

Замечание 1

Анри Файоль – французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основал классическую (административную) школу управления

Крупный вклад Анри Файоля в теорию менеджмента состоит в разработанном им общем подходе к администрировании и формулировке некоторых принципов административной теории. Он определил функции, принципы и элементы управления.

В своих исследованиях он основывался не на американском, а на европейском опыте организации и управления производством. Основное внимание он уделил непосредственному управленческому процессу, который был им рассмотрен в качестве функции администрирования, которая предполагала оказание помощи административному персоналу в достижении им целей организации.

Основой концепции Файоля было положение, что на любом предприятии действуют два организма: материальный и социальный.

Материальный состоит из труда, средств труда и предметов труда в их совокупности, а социальный подразумевает отношения людей в процессе труда. Такие отношения и были предметом исследований Файоля, то есть он сознательно ограничивал область своих работ.

По Файолю, администрирование состоит из шести основных групп операций управленческой деятельности, которые обязательно есть на каждом промышленном предприятии:

  • техническая и технологическая, состоящая из производства, изготовления и переработки;
  • коммерческая, включая закупку, продажу и обмен;
  • финансовая – привлечение капиталов и управление ими;
  • охранная – охрана собственности и физического лица;
  • учетная – состоит из инвентаризации, балансовых ведомостей, производственных издержек и статистики;
  • административная – состоит из предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля.

В определении требований к менеджерам, он подчеркивал мысль о необходимости наличия у них специального знания, являющегося специфическим для любой функции – технической, финансовой или любой другой. Помимо того, каждому менеджеру нужны следующие качества и способности:

  • физические качества – энергия, ловкость;
  • умственные качества – способность к пониманию и учебе, суждениям, умственной энергии и способность адаптации;
  • моральные качества: энергия, стойкость, инициатива, лояльность и пр.;
  • общее образование состоит из общего знакомства с вопросами, которые не относятся исключительно к выполняемой функции;
  • специальное знание включает специфические знания для выполняемой функции – техническую, коммерческую, финансовую, организаторскую и пр.;
  • опыт – знание как результат надлежащей работы, то есть осознание уроков, которые каждый извлек из вещей.

Замечание 2

Файоль считал, что управленческий процесс невозможно строго регламентировать, но, вместе с этим, он должен основываться на определенных правилах и принципах.

Правила эффективного менеджера

Файоль разработал свод правил эффективного менеджмента. Они применяются и сегодня, под названием «14 принципов управления».

Отдельные правила были известны еще до Файоля, а другие он обобщил или сформулировал впервые. При формулировании этих правил, Файоль опирался на основную задачу административной школы – выработать универсальный рецепт успешного управления.

Данные правила звучат следующим образом:

  1. разделение труда предполагает перепоручение работникам отдельных операций, и их производительность труда резко возрастет, так как они смогут сосредоточиться;
  2. полномочия и ответственность – когда человек наделен определенными полномочиями, он имеет и определенный уровень ответственности;
  3. дисциплина – необходимость соблюдения установленных правил на основании принципа справедливости. Чтобы поддержать дисциплину, необходимо наличие руководителей разных уровней, которые будут применять к нарушителям порядка адекватные санкции;
  4. справедливость во всем – Файоль сформулировал данный принцип следующей формулой: справедливость = доброта + правосудие. Необходимо уметь ставить себя на место подчиненного, но при этом выносить беспристрастные решения;
  5. вознаграждение – справедливость необходимо поддерживать соответствующими материальными средствами, которые будут даны за усилия сотрудника;
  6. единоначалие – предполагает, что каждый член организации имеет над собой единственного руководителя и выполняет только его распоряжения;
  7. единство цели и усилий, предполагает, что работники должны соблюдать единый план, направленный на достижение общей цели;
  8. централизация по ситуации говорит о том, что внутри организации процессы должны быть централизованными, но степень централизации зависит от корректных случаев;
  9. принцип скалярной цепи говорит о невозможности нарушения иерархии, все управленцы с самого низшего звена и до топ-менеджеров должны образовать скалярную цепь, то есть единую вертикаль, которая должна быть сокращена во избежание вреда;
  10. преобладание общих интересов над личными;
  11. порядок;
  12. стабильность персонала включает текучку кадров, ослабляющую организацию, то есть такие явления недопустимы на успешном предприятии;
  13. корпоративный дух;
  14. инициатива в разумных пределах.

Главный вклад Файоля, «отца» менеджмента, в теорию управления состоит в рассмотрении им управления в качестве универсального процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, включающих планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже наиболее образованный менеджер не может быть компетентен во всех вопросах, которые связаны с управлением крупным предприятием, а количество знаний возрастает с приобретением опыта.

Несомненная заслуга Файоля заключается в постановке вопросов о необходимости выделить собственно управленческую деятельность менеджмента в отдельный исследовательский объект.

Файоль считается отцом современной теории менеджмента за то, что он первый поднялся над уровнем заводского цеха, им были обобщены принципы управления администрации в целом.

Источник