Виды лидерства в менеджменте

Понятие лидерства

Определение 1

Лидерство – это способность через влияние на личность, или группу людей, направлять их действия на достижение поставленных организацией целей.

Лидер – лицо в организации, которое пользуется признанным авторитетом и обладает влиянием, используя его с целью управления.

Классификация лидерства

Замечание 1

Лидеры классифицируются:

  • по характеру деятельности: ситуативный лидер или универсальный лидер;
  • по содержанию деятельности: например, лидер-вдохновитель, или исполнитель;
  • по направленности деятельности можно выделить делового лидер, эмоционального лидера.

Виды лидерства:

  • формальное лидерство – когда влияние на подчиненных осуществляется с позиции занимаемой должности,
  • неформальное лидерство – влияние при помощи способностей, доверия, авторитета, умения.
  1. Лидер может быть при этом и формальным руководителем группы. Существуют подходы для определения эффективности лидерства:

    • с позиции личных качеств: если следовать теории «великих людей», то крупный лидер должен обладать общим набором качеств, состав этого набора до сих пор не определен, и проведенные исследования показали, что человек не станет лидером только благодаря этому набору.
    • поведенческий подход: эффективность зависит не от личностных качеств лидера, а от его манеры руководить, «стиля руководства»: демократический стильавтократический стиль, ориентированность на работу, ориентированность на человека.
    • ситуационный подход: ни один из подходов не выявили прямой логической связи между качествами, поведением лидера и эффективностью руководства, хотя они являются составляющими успеха. Ситуационные факторы могут сыграть решающее значение в эффективности руководства. Такие как: характер задания, личные качества и потребности сотрудников, воздействие среды, информация, имеющаяся у руководителя.
  2. Виды лидерства в организации с точки зрения его роли:

    • Деловое лидерство: возникает на основе производственных целей, влияя на эффективность руководства. Можно выделить такие качества, как компетентность, умение решать сложные организационные задачи, опыт, деловой авторитет.
    • Эмоциональное лидерство: часто возникает вследствие человеческих симпатий, вызывая чувство доверия, уверенности, снимая психологическую напряженность.
    • Ситуативное лидерство: может быть как эмоциональным, так и деловым. Оно неустойчиво, по времени связано с определенной ситуацией. Например: организовать и вывести людей при пожаре, когда основная масса растеряна.
  3. Можно еще классифицировать в зависимости от типа лидера. Лев Ильич выделял следующие типы:

    • организатор, выполняющий функцию групповой интеграции;
    • инициатор: выдвигает идеи, главенствует при решении проблем;
    • эрудит: его отличает обширность знаний;
    • генератор эмоционального настроя: определяет настроение группы;
    • эталон: центральная фигура, являющаяся образцом;
    • мастер, являющийся специалистом в отдельном виде деятельности.

Профессор Парыгин предложил типологию лидерства по трем критериям:

  1. по содержанию:
    • лидер вдохновитель, который разрабатывает программу поведения,
    • исполнитель, организует выполнение имеющейся программы,
    • лидер, который является одновременно вдохновителем и организатором;
  2. по стилю:
    • авторитарный: лидер, который требует монопольной власти, самостоятельно определяя цели, способы достижения, контролирует связи между другими работниками группы.
    • демократический: этот стиль более предпочтителен. но при принятии решений требуется больше времени. Лидеры при таком стиле тактичны, объективны.
    • либеральный: лидер при таком стиле управления делегирует ответственность подчиненным, от него не услышишь ни порицаний, ни похвалы.
  3. по характеру деятельности:
    • ситуативный: лидер проявляет свои качества в определенной ситуации,
    • универсальный тип: когда лидер проявляет свои качества постоянно.

В зависимости от восприятия группой лидеры разделяются на:

  • «лучший из нас»: при данном типе лидер, выделяясь по многим параметрам, воспринимается как эталон для подражания.
  • «один из нас»: не выделяясь особо из группы, лидер первый среди равных.
  • «служитель»: при таком типе лидер, ориентируясь на мнение группы, выступает выразителем интересов сослуживцев.
  • «хороший человек»: в данном случае лидер является воплощением лучших нравственных качеств.

Источник