Виды и процессы мышления

Сущность мышления

Все, что окружает человека, проходит несколько стадий: восприятие, кодирование, хранение, воспроизведение. Между восприятием и кодированием протекает мыслительный процесс.

Определение 1
Мышление – 1) способность расширять границы познания через выход за пределы чувственного восприятия; 2) раскрытие того, что не дано при восприятии; 3) обобщенная форма отражения психики, которая устанавливает связь и отношения между познаваемыми объектами.

Задача мыслительного процесса заключается в выявлении:

  • отношений между предметами;
  • связей;
  • случайных и неслучайных совпадений.

Мышление выполняет такие функции, как:

  • обобщение;
  • планирование.

Мыслительный процесс проходит в две стадии:

  • допонятийная (первичная стадия развития мышления у ребенка, когда оно сформировано отлично от взрослого: суждения детей носят единичный характер и касаются конкретных предметов. Дети все сводят к частному, знакомому. Суждения в основном вызванные сходством, так как в этот период главную роль играет память. При нормальном развитии ребенка допонятийное мышление заменяется понятийным, где создаются уже конкретные образы );
  • понятийная (формируется через промежуточные этапы. Например, дети имеют мышление понятийно-конкретное, в то время как у младших школьников появляется логика. Они (школьники) базируются на практике и наглядно-чувственном опыте, которые сначала развиваются в простой форме словесно-логического мышления, т.е. в форме абстрактных понятий. Мыслительный процесс теперь представляет только практические действия и наглядные образы в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Далее ученики средней и старшей школы приобретают абстрактно-понятийное мышление, которое подразумевает: обобщение операций; расширение диапазона переноса операций в различные ситуации; развитие рассуждения; развитие обоснования суждений; появляется контроль над рассуждениями; происходит овладение общими методами и т.д. ).

Классификация мышления и мыслительного процесса

Мышление можно разделить на 3 вида:

  1. Наглядно-действительное;
  2. Наглядно-образное;
  3. Словесно-логическое.

1. Данный мыслительный процесс отвечает за реальное преобразование во взаимодействии с предметами и опирается на их восприятие.

2. Мышление, которое опирается на образы. Функции:

  • представление ситуации;
  • представление каких-либо изменений;
  • воображение того, что человек, хочет в действительности;
  • становление невозможных сочетаний предметов, свойств.

Ситуация преобразуется только в образ.

3. Мышление заключается в использовании логики и понятий. Формы:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения:
  • дедуктивные;
  • индуктивные.

Мышление можно разделить на два уровня:

  • рассудок (здравый смысл; повседневное мышление; способность ясно рассуждать, логически выстраивать мыли, кодировать факты);
  • разум (высший уровень познания теории, способность понимать сущность вещей, законы, противоречия).

Также мышление бывает:

  • теоретическим/практическим;
  • интуитивным/аналитическим;
  • реалистическим/аутистическим;
  • продуктивным/репродуктивным.

Мышление решает задачи с помощью большого количества различных операций:

  • сравнение (сопоставление вещей, явлений, свойств, при котором выявляют сходства и различия. Конечный результат – классификация вещей);
  • анализ (при помощи данной операции расчленяются предметы, явления, ситуации, чтобы выделить составляющее элемента. Результат – отделение существенных от несущественных связей);
  • синтез (противоположность анализу. Собирает в целое, находя необходимые связи и отношения);
  • абстракция;
  • обобщение.

Базовыми формами логики мыслительного процесса являются три аспекта: понятия, суждения, умозаключения.

Определение 2
Мыслительный процесс – особенность мышления, которая подразумевает процесс понимания исходной ситуации.

Классификация мыслительного процесса:

  • сознательный;
  • целенаправленный.

Формы мыслительного процесса:

  • понятия;
  • образы;
  • результат (переосмысление, моделирование суждений, решение проблемы и т.д.)

Для того чтобы решить проблему, необходимо пройти четыре стадии:

  • подготовку;
  • вырабатывание и развитие решения;
  • вдохновение;
  • проверка действенности решения.

Рассмотрим структуру мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация. Человеку необходим стимул, желание решить проблему.
  2. Анализ. На данном этапе оцениваются исходные сведения, каких не хватает, что в избыточном состоянии и т.д.
  3. Непосредственно поиск:
    • Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).
    • На базе выбора оптимального решения из множества.
    • На базе комбинации.
    • Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
      • углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);
      • применения аналогов;
      • применения эвристических приемов;
      • применения эмпирического метода.

В случае неудачи у человека наступает отчаяние; уход из одной деятельности в другую; инкубационный период, где развитие действий может быть по следующим сценариям: генерирование новых идей; депрессия; озарение, вдохновение; инсайт; быстрое принятие решения (за это отвечает интуитивное мышление).

  1. Факторы, которые приводят к озарению:
    • максимальная погруженность в проблему;
    • вера в нахождение решения проблемы;
    • обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре).
  2. Логика решения.
  3. Воплощение найденного решения.
  4. Проверка.
  5. Коррекция. Если это необходимо, то нужно вернуться в пункт два и пройти все этапы заново.

Специфика реализации, индивидуальные различия и стили мыслительной деятельности

Она реализуется на сознательном и бессознательном уровне и характеризуется сложными переходами и взаимодействиями. Результат эффективного действия:

  • получение планируемого результата;
  • получение того, чего не планировалось в сознательной цели по отношению к побочному продукту.

Побочный продукт, также реализуется человеком, но в сознании не имеет вербальной формы. Он формируется за счет определенных свойств вещей и явлений, включенных в процесс, но не несущих существенность для цели.

Можно выделить несколько отличительных признаков мыслительной деятельности:

  • широта (умение охватывать весь вопрос, принимая во внимание необходимые частности);
  • глубина (способность видеть природу сложных вопросов. Противоположность – поверхностные суждения);
  • самостоятельность (человек сам ищет и выдвигает новые пути к решению, не пользуясь чужой помощью);
  • гибкость мысли (способность к быстрой смене действий и к освобождению от стереотипов);
  • быстрота (умение быстро адаптироваться, разбираться в проблеме и принимать решения. Суть заключается в том, что при таком мышлении человек смотрит на все только с одной стороны и дает непродуманный ответ. Быстрый или медленный мыслительный процесс зависят от вида нервной системы);
  • критичность (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям. В отличие от быстроты, в критичности ума продумываются все стороны проблемы).

Стили мышления:

  • синтетический (суть: создание оригинального, которое состоит из сочетания несходных идей, взглядов. Стремление создать широкую и обобщенную концепцию, объединяющая, снимающая противоречия отличающихся позиций. Люди с таким мышлением опираются на теории, замечают противоречия, пытаются найти новое решение, любят перемены );
  • идеалистический (отвечает за интуитивные и глобальные оценки. Такие люди обладают повышенным интересом ко всему, учитывают социальные и субъективные факторы, сглаживают противоречия, делают акцент на сходстве, успешно решают проблемы, где главными факторами выступают эмоции/ чувства/оценки );
  • прагматический (опора на личный опыт, использование легкодоступных материалов и сведений, стремление к быстрому получению результата. Прагматики часто кажутся поверхностными и нелогичными, но на самом деле они так видят мир. По их мнению, в жизни все несогласованно. Они хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос, предложение. Используют гибкость и адаптацию );
  • аналитический (суть: систематически и всесторонне рассматривать проблему в объективных аспектах, основываясь на логике, методиках, рациональном, предсказуемом. Перед принятием решения, такие люди разрабатывают план и по возможности собирают максимальную информацию. Всегда ищут формулу, которая сможет решить вопрос );
  • реалистический (суть: ориентация на факты. Реально то, что слышимо, осязаемо и т.д. Такому мышлению характерны конкретность, установка на исправление, при выявлении неправильности ).
Вывод 1
Стиль мышления напрямую влияет на способы решения, поведение и личностные качества субъекта.

Структура способов активизации мышления

Способы:

  1. «Мозговой штурм»;
  2. «Синектический штурм»;
  3. Метод фокальных объектов;
  4. Способ морфологического анализа;
  5. Способ контрольных вопросов.

1. Для данного процесса можно использовать «мозговой штурм», или брейнсторминг. Этот способ разработал американский исследователь Осборн А. Цель метода: генерировать идеи в работе с группой. Рассмотрим основные правила:

  • в группе 7-10 человек разной профессии. Это необходимо для того, чтобы снизить стереотипизацию подходов;
  • отсутствие чужой критики;
  • участники должны быть расслаблены. Все сказанное фиксируется на аудиовизуальной аппаратуре, без указания авторства слов;
  • собранные идеи обрабатываются экспертами. Из них (идей) только 10% подходящих. Участники не могут входить в состав жюри.

2. «Мозговой штурм» заложен в основу синектики, которую предложил американский ученый Гордон У. Во время «синектического штурма» выполняется четыре приема, базирующихся на аналогии:

  • прямой (поиск решения с какой-то общей задачей);
  • личной, или эмпатия (способ рассмотрения проблемы с точки зрения образа);
  • символической(определение образа в двух словах);
  • фантастической (воображение уже решенной проблемы).

3. Данный метод отвечает за перенос случайных признаков на рассматриваемый объект. Это позволяет избежать примитивности. Например, объект – тигр, фокальный – карандаш, результат – полосатый карандаш.

4. Суть метода: выделение главных характеристик объекта, с последующим выявлением всесторонних вариантов.

5. Суть: использование интенсификации поиска и контрольных наводящих вопросов, начинающихся с: «А если….?»

Вывод 2
Вышеперечисленные методы стимулируют воображение человека, т.е. вызывают ассоциативные образы.
uvf s azcorts.com مشاهدة افلام سكس اغتصاب telugu heroine video sex flyporn.me indain village sex all sex vedio meyzo.me actress bhavana bestiality comic hentai-freak.com octopath hentai muslim ko choda porno-ultimum.com india tube galore
hindi talk porn indianvtube.com sexy girl in assam blue sexy english video pakistanixxxx.com xnxx hot aunties mom sex video download castingporntrends.com hot desi tumblr sex tube.desi desitubeporn.com sex .movies افلام نيك عربى fucking-porn.org ولد يغتصب امه
نيك منقبات مصر ursextube.com افلام سكس محارم اخ واخته porn vidz asianporntrends.com xxx bhojpuri video hot girl poto stripvidz.net telugu janapada songs xxindan freepakistaniporn.com 99hd.com سكس قذف فى الفم yesexyporn.com سكس علي السرير