Виды и формы самопрезентации
- Основные виды самопрезентации
- Формы самопрезентации
- Способы самопрезентации
Основные виды самопрезентации
Целью самопрезентации является заинтересовать публику и заставить её довериться и следовать за вами для достижения определенных задач.
Типы преставления себя бывают такими:
- природная;
- искусственная.
Для природной самопрезентации характерно раскрыть и подчеркнуть свои лучшие качества, а также творческие способности, но результат природной самопрезентации не контролируется и его невозможно предвидеть.
Такой тип характерен для всех людей, и закладывается с самого рождения, когда у ребенка зарождаются его навыки и таланты, свой характер, видение мира и потребности. Важно отметить, что некоторые особенности в нас зарождаются от предков, а некоторые развиваются со временем.
Второй тип можно контролировать. Для искусственной самопрезентации характерна предварительная подготовка. В её рамках применяются специально наработанные навыки представления себя, со спланированным результатом. В процессе такой самопрезентации возможно скрыть некоторые проявления природного вида, и изложить их как свои достоинства.
Также исследованы и другие типы самопрезентации. Рассмотрим их ниже:
- Приспосабливаться под других. Данная методика сложная, но легко исполнимая. Для неё индивиду потребуется узнать все о своих коллегах, или о той группе, с которой он планирует взаимодействовать, все включая: темы бесед, интересы, хобби и манеры. Затем, подстроившись под них, и их увлечение – влиться в группу.
- Стать лидером. Для исполнения этой техники участнику потребуется больше сил нежели для предыдущей техники. Здесь важно быть уверенным в себе, хорошо знать тему повествования и располагать внимание людей, мотивировать их и направлять. Человек должен говорить четко и ясно, должен знать способы как «продать» свои идеи и мысли, заинтересовывать слушающих и направлять к действию.
Формы самопрезентации
Выступающий может производить хорошее впечатление как в личном общении, так и в деловом. В сфере личной самопрезентации человек имеет возможность показать свои достоинства и умения, а также профессиональные качества, такие как: ответственность, умение разговаривать с людьми, исполнительность и другие. Во втором случае важно раскрываться не в личной, а именно в деловой сфере, показывать навыки, которые будут вас хорошо представлять со стороны специалиста и профессионального работника.
К формам самопрезентации относят:
- непосредственная – когда вы разговариваете с человеком;
- опосредованная – общение, используя определенные приборы или другие средства.
Непосредственная самопрезентация является традиционной. Применяется в тех случаях, когда с собеседником важно говорить лицом к лицу, используется на деловых встречах, конференциях и других мероприятиях.
Для второй формы характерно использование средств. Например, когда человек презентуя себя использует сделанное портфолио, автобиографию или резюме.
Независимо от того, к какой форме принадлежит человек, он должен в любом случае быть подготовленным, а его речь должна быть четкой и отрепетированной.
Ученные доказали, что самым эффективным способ влияния на публику является не сведения о цели выступления, а коммуникация с аудиторией, задавание встречных вопросов и подача четких ответов. Именно это предоставляет выступающему шанс на положительный результат в конце.
Способы самопрезентации
Каждый из нас всегда хочет преподнести себя с наилучшей стороны и так, чтоб у других сложилось про вас благоприятное впечатление. Некоторые ради всеобщего одобрения способны приспосабливаться к другим и избегать всевозможных конфликтов. То, каким будет первое впечатление, зависит от ваших целей в процессе коммуникации. Именно поэтому, некоторые из вас стараются описывать себя как скромных, честных, отзывчивых и исполнительных – все эти качества в наличии человека благоприятно влияют на мнение слушателя.
Мы все люди, и мы неидеальны, поэтому наша самопрезентация не всегда складывается лучшим способом. Но существуют способы, благодаря которым ваша презентация себя будет выглядеть наилучшим образом:
- «социальная самореклама» — для этого способа характерно преувеличение собственных качеств, авторитета и других преимуществ в глазах слушателей. В основном, таким способом «социальная самореклама» пользуются люди с хорошей самооценкой и те, кто любят себя и показывают это окружающим. Они никогда не упустят шанс показать свою успешность и продемонстрировать результат своей работы, которую с каждым разом они стараются улучшать;
- «нерефлексивное самоодобрение» — люди, которые неосознанно хвалят себя, преподнося с наилучшей стороны, при этом могут подрывать авторитет других участников процесса. Они увлечены собой и своими достижениям так, что при этом не замечают собственных недостатков;
- «греться в лучах чужой славы» — это тот случай, когда индивид хвастается своими знакомствами или знаменитыми людьми, с которыми «имеет хорошие связи». Таким способом человек пытается поднять собственное «я» в глазах других и самоутвердиться;
- «создание препятствий» — люди создают такие препятствия для воздержания от негативных впечатлений со стороны окружающих. Результатом такого способа также является поднятие своей самооценки и защита того образа, который человек сам себе создает;
- «самобичевание» — называется также самоуничтожением. Это когда человек прибедняется в собственных высказываниях о самом себе, чтоб предрасположить к себе внимание;
- «похвала противника или оппонента» — действует, когда люди долго готовятся к чему-нибудь, для того чтоб их оппонент похвалил их, ведь публичная похвала от представителей противоположной стороны, да еще и на публике – наилучший способ привлечь внимание;
- «ложная скромность» — в этом случае, главное не переиграть с искусственной скромностью, ведь это может показаться людям как неуверенность в своих силах;
- «самооборона» — функционирует в том случае, когда возникает неудовлетворение собой при том, когда раздражают другие. В таких случаях индивид ждет ненависти от других. Человек не приукрашает свое «я», а говорит все как есть, без эмоциональных преувеличений.