Понятие маркетинговой деятельности предприятия

Определение 1

Маркетинговая деятельность – это творческая управленческая деятельность, ориентированная на решение задач в области маркетинга.

Основным предназначением маркетинговой деятельности предприятия выступают развитие рынка товаров, услуг и рабочей силы посредством оценки потребительских предпочтений и ожиданий и практическая реализация конкретных мероприятий для удовлетворения этих потребностей. В конечном счете, сущность маркетинговой деятельности сводится к разработке и реализации комплекса мероприятий, связанных с:

  • оценкой внешней и внутренней среды маркетинга;
  • анализом потребителей (реальных и потенциальных);
  • изучением существующих и планированием будущих товаров и услуг;
  • организацией товародвижения и сбыта;
  • разработкой ценовой политики;
  • формированием спроса;
  • стимулированием сбыта;
  • управлением маркетинговой деятельностью в целом.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

Практической основой маркетинговой деятельности на предприятии выступают проведение рыночных исследований, разработка программ создания и производства изделий, налаживание и развитие маркетинговых коммуникаций, установление цен, организация и стимулирование сбыта, развертывание сервисных служб и пр.

В основе организации маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта лежит ее концепция, определяющая цели, принципы и стратегию маркетинга, а также конкретные действия по удержанию желаемой доли рынка и обеспечению прибыльности функционирования предприятия. Обычно подобная концепция строится на определении потребностей и реальных потребительских оценок качества и ассортимента реализуемых товаров и услуг и признании необходимости приспособления производства и сбыта к потребностям и оценкам. Основным принципом маркетинга выступает ориентация производства на реальные требования и пожелания потребителей.

Сущность управления маркетинговой деятельностью на предприятии

Определение 2

Управление маркетинговой деятельностью на предприятии – это комплексный и всесторонний процесс планирования и организации маркетинговой деятельности фирмы ради достижения целей и задач, перед ней стоящих.

Проще говоря, под управлением маркетинговой деятельностью организации следует понимать всё множество работ и инициатив по маркетингу. Ее базовыми составляющими выступают анализ, планирование, организация и контроль. Таким образом, процесс управления маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта может быть определен в качестве анализа, планирования, реализации и контроля исполнения соответствующих программ маркетинга, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений между предприятием и его покупателями для достижения целей последнего.

Организация процесса управления маркетинговой деятельностью на предприятии преследует две главные цели. Первая связана с реализацией задач, стоящих перед фирмой, а вторая – с установлением и поддержанием контактов с потребителями.

Главной задачей управления маркетингом считается обеспечение рентабельности функционирования хозяйствующего субъекта и достижение прочного положения на рынке среди конкурентов. Иначе говоря, задачи управления маркетинговой деятельностью сводятся к оказанию грамотного воздействия на характер, уровень и время спроса таким образом, чтобы это способствовало достижению целей предприятия.

Управление маркетинговой деятельностью осуществляется на двух уровнях:

  • на стратегическом уровне определяется маркетинговая стратегия предприятия, опосредованная долгосрочным согласованием возможностей организации с рыночной ситуацией;
  • на тактическом уровне формируется маркетинговая тактика, ориентированная на формирование рыночного спроса на товары и услуги предприятия.

Оба эти уровня управления неразрывно связаны друг с другом, и по отдельности не используются.

Основными функциями управления маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта выступают стратегическое и тактическое планирование маркетинга, его организация, а также реализация маркетингового контроля.

Для управления маркетинговой деятельностью на предприятии могут быть созданы специальные маркетинговые подразделения или же назначены отдельные должностные лица (управляющие), ответственные за претворение в жизнь намеченных планов и/или осуществление контрольных функций.

Основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии

Управление маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта представляет собой сложный и многоаспектный процесс, опирающийся на ряд принципов. Прежде всего, речь идет о необходимости проведения равнонаправленной работы на всех этапах производства продукта по достижению общего результата. Во-вторых, необходимо постоянно поддерживать долгосрочную ориентацию всех процессов маркетинга. В-третьих, на всех этапах производства необходимо обеспечивать целенаправленное подчинение продукции требованиям заказчиков, объединяя деятельность каждого элемента предприятия в единую систему. Наконец, следует поддерживать четкое направление маркетинговой деятельности и постоянно поддерживать обратную связь с рынком.

Процесс управления маркетингом на предприятии выступает одной из общих функций управления. В общем виде схема его организации представлена на рисунке 1.

Механизм функционирования маркетинговой деятельности на предприятии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Механизм функционирования маркетинговой деятельности на предприятии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, обеспечивается планирование маркетинговой деятельности, практическим воплощением которого выступает план маркетинга или бизнес-план. Планирование маркетинговой деятельности может осуществляться как на стратегическом, так и на тактическом уровне. При этом определяются цели и задачи маркетинговой деятельности предприятия, а также способы и порядок их достижения (включая ресурсное обеспечение).

Далее организуется сама маркетинговая деятельность, то есть обеспечивается создание и функционирование служб маркетинга.

Наконец, никакое управление невозможно представить без контроля эффективности. Соответственно управление маркетингом дополняется проверкой и оценкой результатов маркетинговой деятельности.

Источник