Общая характеристика затрат на продвижение товара
Любое мероприятие, проект или программа требует определенных вложений. Комплекс продвижения товара включает в себя следующие расходы:
- на проведение маркетинговых исследований (анализ и изучение рынка);
- на проведение рекламных и иных мероприятий.
Результатом проведения маркетинговых исследований является информация для принятия управленческих решений. Затраты на проведение относят к издержкам обращения того периода, когда была реализована программа продвижения.
Замечание 1
Информация о расходах на исследование конъюнктуры рынка, сбор данных об изменении товарооборота до и после проведения мероприятий по продвижению продукции отображаются на счетах «Общехозяйственные расходы». Если исследование носит долгосрочный характер, т.е. результаты будут использоваться в течение длительного периода времени, издержки группируются в счете «Расходы будущих периодов».
Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать
Маркетинговые исследования проводятся либо собственными силами, или сторонними специализированными организациями.
Если компания проводит исследование с силами маркетингового подразделения, то затраты включают:
- заработная плата сотрудников службы маркетинга;
- расходы на социальное страхование и обеспечение;
- расходные материалы (канцтовары, топливо и др.).
Что касается расходов на рекламные кампании, то выделяют пять основных статей маркетинговых затрат:
- статья «Прямая реклама»;
- статья «Производство»;
- статья «Вспомогательные материалы»;
- статья «Интернет»;
- статья «Трейд-маркетинг».
В первую статью входят затраты на оплату размещения рекламных материалов на телевидении, радио, прессе или затраты на наружную рекламу.
Вторая статья – это расходы на производство и создание рекламы. Это производство рекламного ролика, печать макетов, а также оплата гонораров знаменитых людей, участвующих в рекламе.
В третью статью расходов входят затраты на создание мелких расходных материалов: брошюры, листовки, каталоги, ручки, блокноты с символикой компании.
Статья «Интернет» — это затраты на создание и продвижение сайта, контента, SMM, оплата за контекстную рекламу, техобслуживание сайта и др.
Последняя статья – это маркетинговые расходы на проведение промо-акций для потребителей и торговых посредников, производство POS-материалов и торгового оборудования.
Расходы на продвижение бренда
Замечание 2
Все расходы, связанные с разработкой элементов фирменного стиля, входят в перечень затрат на продвижение бренда. Это производство фирменных бланков, упаковки, рекламные проспекты, фирменная спецодежда персона, визитки, открытки, сайт и логотип предприятия.
Расходы, которые связаны с позиционированием бренда, включают:
- анализ рынка и товаров;
- исследование конкурентов;
- формирование позиции бренда.
Это подготовительные работы по созданию бренда.
Торговая марка или торговый знак – это нематериальный актив компании, которые подлежит обязательной регистрации в Роспатент. Затраты на него надо списывать постепенно, начисляя амортизацию. После регистрации торгового знака компания может принять к вычету НДС с затрат на его создание.
Многие компании не всегда регистрируют свой логотип в Роспатенте. В этом случае расходы на создание актива относят к прочим расходам в бухучете и к другим расходам, связанным с производством и реализацией, в налоговом учете.
Фирменная одежда служит обозначением принадлежности к конкретным компаниям: торговые сети, курьерские службы, бары и рестораны и т.д. Такая одежда должна быть выдержана в единой цветовой гамме, иметь единый фасон и логотип. Порядок оборота фирменной одежды прописывается во внутреннем нормативном документе (Положение об обеспечении персонала фирменной одеждой).
Элементы гардероба относят к материально-производственным запасам. Стоимость одежды отражается в расходах по обычным видам деятельности.
Затраты на производство и приобретение визиток, фирменных бланков и конвертов относят к рекламным затратам. Деловые визитные карточки, фирменные бланки и конверты –это тоже материально-производственные запасы, как и фирменная одежда. Все затраты на их изготовление учитываются в расходах по обычным видам деятельности. А в налоговом учете относят к материальным расходам.
Учет расходов на продвижение в интернете
Продвижение товаров в интернете подразумевает создание подходящего веб-ресурса, т.е. сайта компании. Он требует обслуживания и сопровождения.
Одной из востребованных услуг является seo-оптимизация или поисковая оптимизация. Это стремление поднять веб-ресурс в верхние позиции в поисковой выдаче Яндекс или Google. Это способствует привлечению большего числа посетителей, клиентов.
Такие услуги оказывают seo-специалисты. Они представляют собой рекламные действия, поэтому расходы на раскрутку сайта относят к рекламным. Они приравниваются к затратам на продвижение товара в СМИ.
Когда компания принимает решение о создании своего сайта, она обращается в рекламное агентство или нанимает фрилансера. Они разрабатывают оригинал-макет, дизайн и верстку сайта. Копирайтеры подготавливают подходящий контент, который будет размещен на сайте.
Когда работа будет сделана, агентство или специалист передает компании интернет-сайт и исключительные права на него. В бухгалтерии это фиксируется оприходованием сайта в качестве нематериального актива. В налоговом учете затраты на создание веб-ресурса считаются нематериальным активом, если компания имеет исключительные права на сайт. Если прав нет, то затратами отображаются как расходы будущих периодов.
Расходы на продвижение сайта включают в себя расходы:
- на покупку ссылок на других сайтах;
- обмен ссылками с другими сайтами;
- покупку контекстной рекламы и рекламных банеров на сайте.
Замечание 3
Расходы на продвижение сайта носят рекламный характер и отражаются в учете как расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Сейчас эффективным и широко распространенным видом рекламы стали социальные сети. Когда компании выбирают соцсеть, основной критерий для них – большая целевая аудитория. Не все социальные сети – резиденты РФ. Поэтому прежде чем заключить договор на оказание электронных рекламных услуг, компании нужно оценить налоговые последствия такого контракта.