Цели и задачи государственных финансов
- Основные цели государственных финансов
- Задачи государственных финансов
- Особенности управления госфинансами
Основные цели государственных финансов
Использование государственных ресурсов подразумевает применение их для определённых, четко обозначенных целей. Они используются в интересах граждан, всего общества, однако направлены прежде всего на реализацию задач, которые решает государство.
Основными целями госресурсов в финансовом секторе можно считать следующие:
- консолидация и сбор налоговых поступлений, сборов и других выплат в пользу государства;
- назначение и перераспределение ресурсов, поступивших из разных источников для выполнения ранее обусловленных направлений расхода средств – социальные проекты, государственный, местный уровень экономического развития, реализация инвестпроектов разного масштаба и сроков исполнения, выплаты по займам внутри страны и внешний задолженности.
Информация, содержащаяся в оперативных и статистических отчетах, а также в договорных документах и документации обозначающей расчеты между субъектами отношений в экономике, являются базой для проектирования и исполнения целей в государственном финансовом секторе. Вся эта информация анализируется и учитывается в принятии решений и определении параметров государственного финансового сектора.
Государственный аппарат и его представительство на местах имеет значительное влияние на реальный сектор экономики. В частности, госсектор оказывает большое влияние на работу отдельных отраслей и на территориальное развитие экономики. Все это обусловлено наличием финансовых взаимосвязей, различным функциональным взаимодействиям на уровне власти и субъектов экономики.
Бюджетные финансовые отношения играют ключевую роль в построении взаимосвязей. Эти средства могут значительно перераспределять поток денежных ресурсов, поступающих от юридических и физлиц в виде налогов и сборов, и передавать их в реверсном варианте снова в реальный сектор экономики – бизнес, физлица-хозяйствующие субъекты. Государственный бюджет прежде всего финансирует такие направления госрасходов как обеспечение мероприятий в масштабах государства в целом, реализация государственных программ, а также:
- оборона и обеспечение ресурсами вооруженных сил;
- охрана государственной безопасности, в том числе обеспечение неприкосновенности границ;
- финансирование правоохранительной системы для обеспечения выполнения законности и применения силовых методов реагирования на нарушение законов и правил;
- решение социальных проблем и вложения в стабильное социальное обеспечение.
Это не исчерпывающий список, поскольку он корректируется в зависимости от потребностей и запросов общества, поставленных задач государства. Основная цель государственной бюджетной системы, бюджета общегосударственного уровня – обеспечение равномерного и справедливого распределения ресурсов для необходимой социальной защищенности граждан, а также поддержка экономики страны.
Местные бюджетные системы расходуют свои средства на достижения такого перечня потребностей:
- местной поддержки производственных ресурсов;
- управление и координирование локальных экономических процессов – поддержка стратегических целей для регионов;
- инвестирование в инфраструктуру на определенной территории;
- восстановление людского ресурса, улучшение демографии на конкретной территории.
Внебюджетные ресурсы госфондов используют для определенных задач – ресурсное обеспечение профильных, целевых мероприятий и программ. Такие поступления формируется как через налоги, так и с помощью специальных отчислений. Эти ресурсы необходимы для решения общественных проблем и задач.
Также государственные финансы формируются с помощью кредитования на внутреннем рынке в виде займов от юридических лиц или от конкретных физлиц. Эти средства также используются для выполнения общегосударственных задач. Выход на международные займы и кредитование также связан с решением поставленных перед государством целей.
Задачи государственных финансов
Среди большого перечня конкретных задач, которые необходимо реализовать с помощью государственных финансов есть наиболее важные:
- передача и перераспределение разным секторами и отраслям на макроуровне национальных ресурсов;
- контролирование и организация распределения ресурсов;
- финансирование аппарата государственного правления на высшем и муниципальном уровне, содержание систем правоохранительных органов и армии;
- поддержка проектов и финансирование напрямую культуры, науки, образования;
- поддержка экономических инноваций и проектов, связанных с развитием страны;
- координация сбалансированности бюджетов – от общегосударственного, до самого нижнего муниципального уровня;
- мобилизация денежных ресурсов и налоговых отчислений с помощью организационных и других решений;
- финансирование исполнения функций госуправления.
Организация управления государственными финансами возложена как функция и непосредственная задача по созданию в масштабах страны на Министерство финансов РФ:
- корректировка и усовершенствование системы государственного бюджетирования и его исполнения;
- реализация единой фискальной (налоговой), бюджетной и финансовой государственной политики;
- концентрация и централизованное управление ресурсами на стратегически важных направлениях экономики и социального развития;
- сбор данных, адаптация к реальной экономической ситуации и формирование федерального бюджетного документа – бюджета РФ;
- гарантирование исполнения федерального бюджетного законодательства;
- координация действий ведомств и управление государственными долговыми обязательствами;
- работа по формованию пакета государственного кредитования;
- управление и формирование общей политики финансового рынка федерации;
- управление ресурсным потенциалом государства в сфере использования драгоценных металлов, камней и других ценностей;
- планирование, корректировка и исполнение единой методологии формирования бюджетных обязательств на федеральном и местном уровне;
- осуществление контроля за финансами государства;
- создание и корректировка методологии ведения бухгалтерского учета, аудиторских проверок и предоставления отчетности о деятельности предприятий и учреждений, физлиц.
Особенности управления госфинансами
Система управления финансовым сегментом страны – это часть экономической политики государства. Она входит в состав планирования и реализации курса экономического и социального развития страны.
Чтобы эта система действовала результативно, необходимо взаимодействие трех компонентов:
- взвешенная и скоординированная политика формирования, взимания налогов;
- реализация единой политики в бюджетировании на всех уровнях;
- координация кредитно-денежных взаимоотношений между реальным сектором экономики и государством.
Если говорить об используемом инструментарии, конкретных механизмах влияния, то следует отметить следующие:
- формирование отчета о выполнении бюджета в разрезе доходов/расходов и составление, планирование бюджета на следующий год или прогнозный бюджет на несколько лет вперед;
- принятие бюджетных обязательств в четко обусловленные сроки и в соответствии со стандартами;
- наличие конкретных законов, регулирующих сегменты финансового рынка;
- наличие и регуляция государственного долга перед всеми кредиторами, уровень которого определяется правительством;
- консолидация налоговых поступлений принятием новых налоговых обязательств, и отмена тех, которые не актуальны или не рациональны.
Управлять финансовым сектором могут специальные органы, которые наделены компетенциями в соответствии с законодательством. Управление осуществляется через определенные меры поощрения, так и применение наказаний, санкций. Органами управления финсектором признаются законодательные органы власти – парламент, а также органы оперативного государственного контроля и управления, общие институты управления финансовой системой.