Цели и задачи государственных финансов

  1. Основные цели государственных финансов
  2. Задачи государственных финансов
  3. Особенности управления госфинансами

Основные цели государственных финансов

Определение 1
Государственные финансы можно определить, как консолидацию, распределение, использование и планирование финансовых ресурсов с помощью централизованных фондов государственного бюджета и внебюджетных средств.

Использование государственных ресурсов подразумевает применение их для определённых, четко обозначенных целей. Они используются в интересах граждан, всего общества, однако направлены прежде всего на реализацию задач, которые решает государство.

Основными целями госресурсов в финансовом секторе можно считать следующие:

  • консолидация и сбор налоговых поступлений, сборов и других выплат в пользу государства;
  • назначение и перераспределение ресурсов, поступивших из разных источников для выполнения ранее обусловленных направлений расхода средств – социальные проекты, государственный, местный уровень экономического развития, реализация инвестпроектов разного масштаба и сроков исполнения, выплаты по займам внутри страны и внешний задолженности.

Цели и задачи государственных финансов 1 – Студенты России

Информация, содержащаяся в оперативных и статистических отчетах, а также в договорных документах и документации обозначающей расчеты между субъектами отношений в экономике, являются базой для проектирования и исполнения целей в государственном финансовом секторе. Вся эта информация анализируется и учитывается в принятии решений и определении параметров государственного финансового сектора.

Государственный аппарат и его представительство на местах имеет значительное влияние на реальный сектор экономики. В частности, госсектор оказывает большое влияние на работу отдельных отраслей и на территориальное развитие экономики. Все это обусловлено наличием финансовых взаимосвязей, различным функциональным взаимодействиям на уровне власти и субъектов экономики.

Бюджетные финансовые отношения играют ключевую роль в построении взаимосвязей. Эти средства могут значительно перераспределять поток денежных ресурсов, поступающих от юридических и физлиц в виде налогов и сборов, и передавать их в реверсном варианте снова в реальный сектор экономики – бизнес, физлица-хозяйствующие субъекты. Государственный бюджет прежде всего финансирует такие направления госрасходов как обеспечение мероприятий в масштабах государства в целом, реализация государственных программ, а также:

  • оборона и обеспечение ресурсами вооруженных сил;
  • охрана государственной безопасности, в том числе обеспечение неприкосновенности границ;
  • финансирование правоохранительной системы для обеспечения выполнения законности и применения силовых методов реагирования на нарушение законов и правил;
  • решение социальных проблем и вложения в стабильное социальное обеспечение.

Это не исчерпывающий список, поскольку он корректируется в зависимости от потребностей и запросов общества, поставленных задач государства. Основная цель государственной бюджетной системы, бюджета общегосударственного уровня – обеспечение равномерного и справедливого распределения ресурсов для необходимой социальной защищенности граждан, а также поддержка экономики страны.

Местные бюджетные системы расходуют свои средства на достижения такого перечня потребностей:

  • местной поддержки производственных ресурсов;
  • управление и координирование локальных экономических процессов – поддержка стратегических целей для регионов;
  • инвестирование в инфраструктуру на определенной территории;
  • восстановление людского ресурса, улучшение демографии на конкретной территории.

Внебюджетные ресурсы госфондов используют для определенных задач – ресурсное обеспечение профильных, целевых мероприятий и программ. Такие поступления формируется как через налоги, так и с помощью специальных отчислений. Эти ресурсы необходимы для решения общественных проблем и задач.

Также государственные финансы формируются с помощью кредитования на внутреннем рынке в виде займов от юридических лиц или от конкретных физлиц. Эти средства также используются для выполнения общегосударственных задач. Выход на международные займы и кредитование также связан с решением поставленных перед государством целей.

Задачи государственных финансов

Замечание 1
Главная цель существования, планирования и использования государственных финансов – консолидация в руках государственного и муниципального аппарата управления и распределение денег по утвержденным правилам и направлениям, которые являются приоритетными.

Среди большого перечня конкретных задач, которые необходимо реализовать с помощью государственных финансов есть наиболее важные:

  • передача и перераспределение разным секторами и отраслям на макроуровне национальных ресурсов;
  • контролирование и организация распределения ресурсов;
  • финансирование аппарата государственного правления на высшем и муниципальном уровне, содержание систем правоохранительных органов и армии;
  • поддержка проектов и финансирование напрямую культуры, науки, образования;
  • поддержка экономических инноваций и проектов, связанных с развитием страны;
  • координация сбалансированности бюджетов – от общегосударственного, до самого нижнего муниципального уровня;
  • мобилизация денежных ресурсов и налоговых отчислений с помощью организационных и других решений;
  • финансирование исполнения функций госуправления.

Организация управления государственными финансами возложена как функция и непосредственная задача по созданию в масштабах страны на Министерство финансов РФ:

  • корректировка и усовершенствование системы государственного бюджетирования и его исполнения;
  • реализация единой фискальной (налоговой), бюджетной и финансовой государственной политики;
  • концентрация и централизованное управление ресурсами на стратегически важных направлениях экономики и социального развития;
  • сбор данных, адаптация к реальной экономической ситуации и формирование федерального бюджетного документа – бюджета РФ;
  • гарантирование исполнения федерального бюджетного законодательства;
  • координация действий ведомств и управление государственными долговыми обязательствами;
  • работа по формованию пакета государственного кредитования;
  • управление и формирование общей политики финансового рынка федерации;
  • управление ресурсным потенциалом государства в сфере использования драгоценных металлов, камней и других ценностей;
  • планирование, корректировка и исполнение единой методологии формирования бюджетных обязательств на федеральном и местном уровне;
  • осуществление контроля за финансами государства;
  • создание и корректировка методологии ведения бухгалтерского учета, аудиторских проверок и предоставления отчетности о деятельности предприятий и учреждений, физлиц.

Особенности управления госфинансами

Определение 2
Государственное управление финансами – это комплекс решений и действий государственного аппарата, которые направлены на создание и поддержку единой политики в финансовой системе государства, реализации финансовых обязательств, а также планирования и утверждения специального законодательства для регуляции финансового сегмента в экономике. Финансовый рынок и управление им – необходимая составляющая эффективного выполнения функций государства и поставленных ранее целей и задач перед обществом, гражданами, бизнесом.

Система управления финансовым сегментом страны – это часть экономической политики государства. Она входит в состав планирования и реализации курса экономического и социального развития страны.

Чтобы эта система действовала результативно, необходимо взаимодействие трех компонентов:

  • взвешенная и скоординированная политика формирования, взимания налогов;
  • реализация единой политики в бюджетировании на всех уровнях;
  • координация кредитно-денежных взаимоотношений между реальным сектором экономики и государством.

Если говорить об используемом инструментарии, конкретных механизмах влияния, то следует отметить следующие:

  • формирование отчета о выполнении бюджета в разрезе доходов/расходов и составление, планирование бюджета на следующий год или прогнозный бюджет на несколько лет вперед;
  • принятие бюджетных обязательств в четко обусловленные сроки и в соответствии со стандартами;
  • наличие конкретных законов, регулирующих сегменты финансового рынка;
  • наличие и регуляция государственного долга перед всеми кредиторами, уровень которого определяется правительством;
  • консолидация налоговых поступлений принятием новых налоговых обязательств, и отмена тех, которые не актуальны или не рациональны.

Управлять финансовым сектором могут специальные органы, которые наделены компетенциями в соответствии с законодательством. Управление осуществляется через определенные меры поощрения, так и применение наказаний, санкций. Органами управления финсектором признаются законодательные органы власти – парламент, а также органы оперативного государственного контроля и управления, общие институты управления финансовой системой.

Источник