Цель маркетингового исследования рынка

Общая цель и задачи маркетингового исследования рынка

Выделяют несколько подходов к определению понятия «маркетинговое исследование».

Малхотра Н. К. называет маркетинговыми исследованиями систематическое выявление, сбор, оценку, распространение и применение информации для увеличения эффективности решений проблем маркетинга.

Черчилль Г. А. определяет маркетинговые исследования как функцию, которая соединяет компанию с потребителями через информацию, применяемую для выявления маркетинговых проблем и возможностей, анализа и контроля реализации маркетинговых тактических действий.

По мнению российского автора, профессора Голубкова Е. П. маркетинговые исследования – это регулярный сбор и анализ информации по всем аспектам маркетинга, которая позволяет снизить неопределенность при принятии решений.

Замечание 1

Главная цель проведение маркетингового исследования – это получение необходимых данных о внешней и внутренней среде компании и обеспечение ею лиц, принимающих управленческие решения.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍

Попробовать

Основные цели маркетингового исследования рынка:

  • информационное обеспечение маркетинга (процесс сбора данных);
  • аналитическое обеспечение маркетинга (анализ, создание математических моделей, составление прогнозов);
  • снижение риска неопределенности.

Это цели относятся к микроуровню, а на макроуровне маркетинговое исследование позволяет построить модель закономерностей развития рынка, оценить рыночную ситуацию, потенциал и конкурентоспособность компании, а также перспективы развития.

Задачи маркетинговых исследований:

  1. исследование характеристик рынка;
  2. измерение потенциальных возможностей;
  3. оценка сбыта;
  4. исследование конкурентов;
  5. изучение цен;
  6. исследование реакции потребителей на товары и услуги;
  7. краткосрочное и долгосрочное прогнозирование рынка.

Каждая компания, которая проводит маркетинговые исследования своими силами или с помощью специализированных агентств, стремиться получить ответы на следующие вопросы:

  • Что продавать?
  • Кому продавать?
  • Как продавать?
  • Как стимулировать продажи?

Полученные результаты исследования позволяют предопределить возможное изменение целей деятельности организации.

Поисковые цели маркетингового исследования рынка

По целевой ориентации выделяют три вида маркетинговое исследований:

  • поисковое;
  • описательное;
  • каузальное.

Определение 1

Поисковое или разведочное исследование – сбор предварительных данных, которые могут помочь выдвинуть гипотезы и решить маркетинговые проблемы

Поисковое исследование преследует следующие цели:

  • выдвижение гипотез
  • постановка приоритетов в будущем исследовании
  • сбор информации по конкретным направлениям с практической точки зрения;
  • повышение степени осведомленности о маркетинговой и управленческой проблеме.

Разведочные исследования являются первыми исследованиями, с которых и надо начинать. Если полученная в результате проведения поискового изучения информация не является полной и достаточной для решения маркетинговой проблемы, то прибегают к другим видам маркетингового исследования.

Поисковое исследование – это сбор вторичной информации, т.е. работа с литературой, но в его состав входит проведение экспертных опросов и фокус-групп. Они позволяют получить данные для выдвижения гипотез, которые дальше можно проверять.

Разведочные исследования применяются для формирования идей нового товара или новых способов продвижения и удовлетворения потребностей потребителей.

Описательные цели маркетингового исследования рынка

Определение 2

Под описательным или дескриптивным исследованием понимают исследование, проводимое для точного изучения проблем маркетинга и менеджмента, ситуаций на рынке, характеристик и поведения потребителей.

Цели описательного исследования:

  • выявление характеристик определенных групп потребителей (например, по доходу, полу, возрасту);
  • анализ свойств генеральной совокупности людей, которые имеют какие-либо особенности (например, это люди, живущие рядом с определенной торговой точкой и совершающие в ней покупки);
  • составление специализированных прогнозов.

Дескриптивное исследование наиболее полно отражает состояние изучаемых объектов и факторов, которые на них влияют. Компании проводят данные исследования, когда необходимо определить размер рынка или сегмента, текущее состояние и т.д. В рамках проведения описательного исследования выявляются основные характеристики потребителей, их мотивы совершения покупок, частота покупок и что руководит ими при принятии решения о покупке.

Каузальные цели маркетингового исследования рынка

Определение 3

Каузальное или причинно-следственное исследование – это маркетинговое исследование, проводимое с целью проверки выдвинутых гипотез о причинно-следственных связей между объектами, явлениями, факторами.

Причинно-следственная (каузальная) связь – это ситуация, при которой, если наступление события Х увеличивает вероятность наступления события У, то между ними существует причинно-следственная связь.

Каузальное исследование основывается на концепции причинности (causality), в соответствии с которой можно с определенной долей вероятности выявить, является ли одно событие причиной появления другого.

Замечание 2

Основная цель каузального исследования – это проверка гипотезы от наличие определенных причинно-следственных отношений.

Но установить связи недостаточно, поскольку это может еще определить в рамках проведения описательного исследования. Важно установить характер связи. Например, необходимо выяснить, повысится ли эффективность рекламной кампании, если увеличить рекламный бюджет на 10% или как измениться объем продаж при увеличении цены на товар на 5%.

Тестовые и прогнозные цели маркетинговые исследования рынка

Тестовые исследования – это отбор перспективных вариантов или анализ правильности принятия решений относительно товарной политики или политики продвижения. Цели тестовых маркетинговых исследований предполагают применение эмпирических и экономико-математических методов исследования, а также проведение фокус-групп, экспериментов и имитационное моделирование.

Прогнозные исследования проводятся с целью предсказывания состояния объекта в будущем. Прогнозы – это основа принятия эффективных управленческих решений в сфере инвестирования в проекты.

Прогнозные исследования используют различные методы исследования. Это и эмпирические исследования (установление особенностей поведения потребителей в различных ситуациях, степени готовности совершить покупку). Также прогноз строится и на основе экспертных метолов или с помощью экономико-математического моделирования с применением качественных и количественных методов прогнозирования.

Источник