Сущность и предназначение тары и упаковки
Определение 1
Упаковка – это средство или комплекс средств, предназначенные для обеспечения защиты товара от потерь, повреждений, загрязнений окружающей среды, а также обеспечивающие процесс обращения продукции (ее транспортировку, хранение и реализацию).
Определение 2
Тара – это основной элемент упаковки, который предназначен непосредственно для размещения товарной продукции.
Замечание 1
Упаковка и тара являются неотъемлемым элементом любой товарной продукции. От того, какую форму и какой вид они приобретают, в значительной степени зависит успех рыночной реализации товарной продукции.
Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать
Упаковке товара отводится довольно значимая роль в торгово-технологических процессах. Ее использование позволяет, прежде всего, защитить сам продукт от негативного воздействия внешней среды с одной стороны, окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров – с другой стороны. Кроме того, упаковка обеспечивает сохранность качества и количества товара, значительно упрощает выполнение погрузочно-разгрузочных работ и позволяет более эффективно использовать емкость складских помещений. Вдобавок к прочему, упаковка считается одним из средств донесение до потребителей коммерческой информации о товаре и фирме, его производящей.
Тара представляет собой ни что иное, как изделие, предназначенное для размещения товарной продукции. В виду того, что она способна самостоятельно выполнять весь комплекс требований, предъявляемых к упаковке, ее в определенном смысле можно называть упаковкой.
На практике под упаковкой чаще всего принято понимать совокупность тары и вспомогательных упаковочных средств. К числу последних могут быть отнесены различного рода пробки, крышки, вкладыши, обертки, этикетки и пр.
Классификация тары и упаковки
Тара и упаковка подлежат определенной классификации по различным основаниям. Так, например, в зависимости от назначения тара и упаковка подразделяются на четыре типа:
- производственная;
- транспортная;
- потребительская;
- специальная (консервирующая).
Потребительская тара и упаковка считаются составной частью товара, включаются в его стоимость и переходят в собственность покупателя после реализации. Зачастую они имеют ограниченную массу, вместимость и размеры. Как правило, потребительская тара и упаковка предназначены для продажи товарной продукции населению. Транспортной тарой считается самостоятельная транспортная единица, предназначенная для складирования, хранений и перевозки продукции. Тара производственного типа обычно используется для выполнения внутризаводских перевозов и накопления материалов, сырья, заготовок, готовых изделий и отходов. Специальная тара предназначена для консервации.
В зависимости от кратности использования тара условно делится на три типа:
- разовая;
- возвратная;
- многооборотная
Разовая тара, как правило, предназначена для однократного использования при поставке товара. В данную категорию включается большая часть потребительской тары, а также транспортная тара, подлежащая утилизации после использования. Возвратная тара может быть использована повторно. Многооборотная тара многократно используется при поставках товара и зачастую подлежит возврату поставщику.
В зависимости от конструктивных особенностей выделяют разборную, неразборную, разборно-складную, складную, открытую, закрытую и штабелируемую тару.
По устойчивости к внешним воздействиям тара может быть свето-, пыле-, газо-, паро-, жиро и влагонепроницаемой.
По степени прочности разделяют жесткую, мягкую и хрупкую тару и упаковку.
Наконец, в зависимости от используемого материала тара и упаковка могут быть текстильными, металлическими, керамическими, стеклянными, полимерными и комбинированными.
Функциональная нагрузка тары и упаковки
Тара и упаковка играют весьма важную роль не только в сбытовой, но и в маркетинговой деятельности фирмы. На них возложено довольно серьезная функциональная нагрузка. К числу основных функций, выполняемых тарой и упаковкой, принято относить:
- защитную функцию;
- дозирующую функцию;
- транспортную функцию;
- функцию хранения;
- маркетинговую функцию;
- нормативно-законодательную функцию;
- информационную функцию;
- экологическую функцию;
- эксплуатационную функцию.
Защитная функция в течение заданного времени обеспечивает сохранность качества упакованного товара при соблюдении определённых условий.
Дозирующая функция определяется содействием измерения количества упакованного продукта.
Транспортная функция обеспечивает способность упаковки к доставке определенными видами транспорта на заданные расстояния в течение определённого времени при заданных условиях.
Реализация функции хранения требует, чтобы конструкция упаковки отличалась простотой и четкостью маркировки.
Помимо прочего, тара и упаковка выполняют и маркетинговую функцию. Проявляется она непосредственно в том, что тара и упаковка используются в качестве средства рыночного продвижения товарной продукции. Кроме того, тара и упаковка помогают идентифицировать свое содержимое и отличать товар от рыночных аналогов фирм-конкурентов.
Место и роль тары и упаковки в продвижении товара к потребителям
Тара и упаковка служат своего рода инструментом для контакта с клиентом. Важность их использования как средства продвижения в маркетинге повышается. Основными причинами тому выступают:
- рост потребительских требований к удобству использования продукта;
- увеличение числа использований упаковки для рекламы товара в местах продаж;
- усиление конкуренции за более престижные места на прилавках магазинов.
Для того, чтобы привлекать к себе внимание, тара и упаковка товара должны отличаться умелым дизайном и высоким качеством полиграфического оформления. Благодаря выигрышному сочетанию внешней и внутренней информации она позволяет идентифицировать товар, устанавливая его соответствие определенному образу, идентификатору. Важную роль при этом играют форма и цвет упаковки.
Качество тары и ее соответствие продукту обеспечивают поддержание его качества в течение заданного периода времени и обеспечивают удобство использования. От удачно подобранного образа упаковки в значительной степени зависит успех товара на рынке. При этом важно, чтобы информация на упаковке соответствовала ее содержанию, а ее дизайн был привлекательным и запоминающимся.