SWOT- и STEP-анализ в маркетинге: способы и инструменты для изучения территории

Что такое SWOT- и STEP-анализ

Определение 1

SWOT-анализ – инструмент территориального маркетинга, который оценивает достоинства и недостатки изучаемого объекта, а также возможные пути развития и угроз.

Итогом применения данного анализа является соответствующая матрица территории. 

Замечание 1

На основе такого анализа можно комплексно оценить состояние территории и ее способность противостоять конкурентам. Создается база характеристик для дальнейшего плана работы над ее развитием. 

Выявить сильные и слабые моменты помогают следующие точки, характер которых зависит от конкретной территории:

  • маркетинг;
  • производство;
  • инфраструктура;
  • финансы;
  • природные ресурсы;
  • население;
  • управление.

Оцениваются также такие параметры как сегмент рынка, качество и узнаваемость продукта, ценовая политика, сбыт и маркетинговые коммуникации.

Анализ потенциальных угроз и возможностей выявляют при помощи матриц. Виды возможностей и угроз могут меняться в зависимости от стратегий и тактик компании. Однако выделяют основные изменения внешнего мира, влияющих на ход событий. Сюда можно отнести:

  • экономические изменения (инфляция, нововведения законодательства);
  • рыночные (изменения положения по определенным товарам;
  • технологические (перемены в процессе производства);
  • социальные (перемены в потребностях потребителей);
  • конкурентные (появление конкурентов).

Изучение, анализ и оценка данных факторов поможет уберечь компанию от неожиданных угроз и срывов производства.

STEP-анализ как инструмент маркетинга территории

Замечание 2

Данный вид анализа проводится перед первым и позволяет продумать и сформировать оптимальную стратегию на эксклюзивном предложении для клиентов и тем самым минимизировать существующие риски. 

Пять шагов STEP-анализа

  1. Разработка групп факторов (обычно от 4 и более).
  2. Их оценка.
  3. Оценка оказываемого влияния на территорию.
  4. Обдуманная оценка.
  5. Результаты и рекомендации.

Так, факторы могут быть политическими, экономическими, социальными и технологическими. Оцениваются они по шкале коэффициента весомости от 1 до 0. 1 – важное, а 0 – незначительное. Значение групп должно составлять 1. Далее – влияние на развитие по шкале в 5 балловю Где 5 – сильное влияние или угроза, а 1 – полное их отсутствие. Иногда применяют шкалу в 10 баллов. Обдуманная оценка представляет собой коэффициент весомости умноженный на влияние.

Результаты оформляют в виде радарных диаграмм. Заключительной стадией анализа является разработка мероприятий по повышению положительно влияющих факторов и удалению отрицательных.

Маркетинговые инструменты

Это комплекс средств и действий, направленных на достижение поставленных целей и задач по развитию территории.

Определение 2

Территориальный маркетинг – общая деятельность коммерческих и некоммерческих объектов рынка.

Элементами маркетинга сегодня являются:

  1. Представление территории как места для реализации разного рода проектов.
  2. Оптимальное разрешение проблем населения, бизнеса и пр.
  3. Курс на продолжительное развитие экономики на территории.
  4. Влияние на потребности субъектов инвестиционного рынка.

Главной целью маркетинга территорий является повышения качества жизни на ней. А значит, она постоянно мониторится на предмет новых запросов и проблем. Затем разрабатываются идеи и стратегии по их удовлетворению и решению. Только так можно привлечь на нее новых рабочих, инвесторов и прочих ресурсов.

Современные инструменты территориального маркетинга

  1. Рекламные (листовки, брошюры, буклеты, путеводители).
  2. Лоббирование власти.
  3. Спонсорская помощь в проведении мероприятий, акций и пр.
  4. Ярмарки, выставки и т.д.
  5. Конференции.
  6. Поддержка инвестиций.
  7. Их обслуживание.

Инновационные инструменты также имеют место быть среди прочего инструментария. Так, к ним относят:

  1. Брендинг.
  2. Бенчмаркинг.
  3. АВС-анализ.
  4. Моделирование путей развития территории и др.

Источник