SWOT-анализ

Сущность анализа

Определение 1

SWOT-анализ (или СВОТ) – это ситуационный анализ компании и ее среды. Образовано от английской аббревиатуры SWOT: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы. Может быть проведен не только для всей компании, но и для отдельных ее подразделений или даже единичных продуктов/марок.

SWOT – это анализ:

  • внутренней среды организации по параметрам «сильные» и «слабые» стороны, которая определяет потенциальные возможности компании. Сюда входят такие элементы, как финансы, маркетинг, производство, кадры и административное управление.
  • внешней среды компании, обозначенная как «возможности и угрозы». Она определяет основные факторы, на которые компания по большей мере не может повлиять до начала их проявления. В этом случае анализируются такие факторы, как: конкуренты, социальные/ политические/ экономические/ культурные факторы, деятельность групп влияния, партнеров и поставщиков и пр.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍

Попробовать

Методика проведения

SWOT-анализ представляет собой матрицу, в которой последовательно заполняются блоки «сильные и слабые стороны», «возможности и угрозы». После того как все факторы влияния перечислены, их необходимо проранжировать по степени значимости: от самых влиятельных до менее значительных. В каждом из квадратов матрицы остаются по 5-7 факторов (возможно и другое установленное компанией количество), которые признаны организацией наиболее важными для последующего изучения и принятия управленческого решения. На основе полученной матрицы составляется стратегический план по развитию компании или отдельного продукта.

Рассмотрим подробно каждый из элементов матрицы.

Сильные стороны

Это особенности компании, которые дают ей значительное преимущество перед конкурентами:

  • ее фишки,
  • продукты или технологии,
  • уникальные имеющиеся ресурсы,
  • современное оборудование,
  • высококвалифицированный персонал,
  • особое качество выпускаемого продукта,
  • популярность бренда,
  • специальные программы лояльности,
  • короткие сроки изготовления,
  • налаженные системы поставок и пр.

Слабые стороны

Это недостатки компании, отсутствие или слабое развитие каких-либо важных параметров успешной конкурентной борьбы. Это то, в чем компания или товар хуже конкурентов или других игроков на рынке. Например, слабой стороной может стать слишком узкий ассортиментный ряд или слишком «размазанный» бренд (то есть много разнотипных товаров под одной маркой, что снижает в целом ее узнаваемость и лояльность клиентов), недостаточность инвестирования в разработку новых продуктов или продвижение уже существующих, отрицательная репутация на рынке, неразвитый сервис, устаревшие технологии для производства и обслуживания, недостаточно квалифицированный персонал и т.д.

Возможности

Это все факторы, обстоятельства и события во внешней среде компании, которые могут благоприятно повлиять на ее работу и позицию на рынке. В качестве возможностей можно выделить: ослабление рыночного положения конкурентов, быстро растущий спрос на товары компании, развитие технологий и появление нового оборудования, рост уровня жизни населения, изменения в социально-демографической картине (например, резкий скачок рождаемости повлияет на объем детских товаров, приобретаемых населением), повышение уровня доходов, происходящие события в обществе (например, проходящая в стране олимпиада существенно увеличит продажи сувенирной продукции, еды и воды).

Угрозы

Это всевозможные события, которые негативно сказываются на деятельности компании. Сюда можно включить изменения в законодательстве, повышение налоговых ставок, появление на рынке новых конкурентов, изменение моды и поведения покупателей, отрицательная динамика в демографии местности и пр.

Источник