Определение 1

Качество продукции — это совокупность свойств и характеристик, которые объективно присущи продукции и обуславливают степень удовлетворения потребностей потребителей.

Основные сведения о системе качества продукции

Неотъемлемой частью общей системы управления предприятием является система качества продукции. Она представляет собой совокупность организационной структуры, ресурсов, процессов, методик, которые требуются для осуществления общего руководства качества продукции.

Общее руководство качеством рассматривают как административное управление качеством. Оно определяет политику предприятия в области качества, цели и ответственность. В рамках системы качества активно используют такие средства, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления. В этом процессе принимают участие директор предприятия, главный инженер, финансовый директор, специалисты отделов маркетинга, снабжения, главных конструктора и механика, технологического отдела, отдела технического контроля и др. Тем самым, все они являются участниками системы качества, которые выполняют функции системы качества.

Система качества по своей сути является организационно-технической системой. Это означает, что в состав этой системы входят три основных компонента:

  • организационная структура;
  • техническое обеспечение;
  • методическое обеспечение.

Система качества призвана обеспечивать управление качеством на всех участках предприятия и участие в этом управлении всех его работников. Кроме этого, нужно сделать деятельность по качеству неразрывной с деятельностью по снижению затрат. В том числе и поэтому необходимо проводить профилактические проверки по предупреждению несоответствий и дефектов.

Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества. Предназначение системы качества предприятия, в первую очередь, заключается в удовлетворении внутренних потребностей управления предприятием.

Система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивать:

  • правильное понимание и применение системы качества, которая получает необходимое обеспечение и обладает необходимой эффективностью;
  • действительное удовлетворение выпускаемой продукцией запросов и ожиданий потребителя;
  • учет нужд общества и требований охраны окружающей среды;
  • первоочередное предотвращение проблем, а не их выявление после возникновения.

Пути совершенствования системы качества продукции

Любое улучшение потребительских свойств изделий означает повышение качества продукции. Оно может быть достигнуто благодаря правильному функционированию на предприятии системы качества продукции. Однако она не лишена недостатков, которые связаны как с ошибками, допущенных в свое время разработчиками системы, так и с изменениями окружающей среды, требующими соответствующей адаптации системы. Ликвидация недостатков системы качества продукции осуществляется через процедуры совершенствования.

Прежде всего, рекомендуется внедрить исследовательскую практику, которая направлена на выявление и изучение разнообразных фактов, связанных с функционированием системы качества продукции. Так, необходима разработка процесса проведения функционально-стоимостного анализа результативности системы качества и его поквартальная реализация.

Следует систематически проводить внутренние и внешние аудиты. Результаты этих проверок впоследствии должны быть проанализированы руководителями предприятия, чтобы принимать управленческие решения повышенной эффективности.

Отдельное направление совершенствования системы качества продукции предполагает проведение систематической работы с персоналом, который занимается ее производством и реализацией. В частности, нужно разработать учебные программы и организовать обучение работников предприятия вопросам управления качеством, обеспечить рост их профессиональной квалификации.

В то же время ожидается усиление материальной заинтересованности работников и их ответственности за качество продукции. Для этого разрабатывают системы премирования и штрафов, которые учитывают производительность труда и отдельные (выделяющиеся) результаты трудовой деятельности.

Систему качества продукции можно усовершенствовать путем применения способов, о которых рассказали на отраслевых и межотраслевых совещаниях и семинарах по обмену передовым опытом. Руководству предприятия рекомендуется самостоятельно проводить аналитические обзоры результатов работы различных предприятий, действующих в аналогичной отрасли экономики, а также просто — в области управления качеством.

Важным аспектом совершенствования системы качества продукции является совершенствование организационной структуры. Многие из предприятия до сих пор не располагают полноценным отделом, уполномоченным на управление качеством продукции. А именно подобное структурное подразделение может сконцентрировать в своих руках все полномочия и ресурсы, необходимые для контроля за соответствием качества продукции установленным требованиям системы менеджмента качества и для гарантирования этого соответствия своим потребителям.

Таким образом, совершенствование системы качества продукции является одной из главных задач, которые приходится решать современным предприятиям для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность и, тем самым, выиграть конкурентную борьбу за клиентов, заняв дополнительную часть рынка. Для этого нужно использовать научно обоснованные рекомендации специалистов в сфере менеджмента качества.

Источник