Система бизнес-планирования (БП)
- Какие виды планирования есть на предприятии?
- Основные нюансы БП
- Главные принципы БП
Какие виды планирования есть на предприятии?
Если рассматривать конкретно выбранное предприятие, которое ведет свою деятельность в условиях конкуренции, то можно выделить несколько типов планов, среди которых есть:
- Стратегический план. Представленный вид планирования рассчитан на длительный период, который колеблется в интервале 10-15 лет, и в котором формулируются наиболее важные задачи компании в будущем, основные цели, и общая стратегия достижения поставленных целей;
- Долговременный план, составляющийся на период от 3-х до 5-и лет, и направленный на решение разнообразных проблем, которые происходят внутри компании. Формирование такого типа плана проводится в соответствии со стратегическим планом, и, как правило, есть его частью;
- Текущий план. В этом типе планирования отображаются практически все направления деятельности предприятия и функционирования подразделений в текущем периоде. Данный план затрагивает многие сферы деятельности, и выражается в виде бюджета. Совокупность бюджетов является финансовым годовым планом, в котором заранее продуманы все финансовые потоки, прибыль и расходы;
- Оперативный план — это детальное планирование, основная цель которого заключается в решении определенных вопросов относительно хозяйственной деятельности компании в краткосрочном временном периоде. Такое планирование узкопрофильное, и характеризуется детализацией и широким перечнем методов, которые можно использовать;
- Инвестиционный проект является планом капиталовложений, нацеленный на формирование новых мощностей производства. Такие планы имеют долговременный характер;
- Бизнес-план — это план формирования нового подразделения или нового пути выхода на рынок конкуренции;
Основные нюансы БП
БП на предприятии может иметь разные сроки, степень координации и поправки. Характерными признаками, обобщающими все типы БП есть:
- Планирование подразумевает под собой упорядоченный процесс;
- Обработка информации является базой для планирования;
- Во время планирования осуществляется разработка конкретных действий;
- Планирование необходимо для того, чтобы достичь поставленных целей;
Многие компании, как отечественные, так и зарубежные, уверены, что недостаточная оценка планирования может привести к убыткам, а в определенных ситуациях, даже к банкротству компании. Организационный план дает возможность увеличить прибыль, улучшить благосостояние собственников, используя оптимальные источники финансирования и корректное использование денег. БП дает возможность решать такие задачи как:
- Выяснить точные направления хозяйственной деятельности и найти перспективные рынки сбыта;
- Провести оценку расходов, нужных для производства и сбыта товара, изучить соотношение издержки и стоимости для того, чтобы рассчитать возможную прибыль проекта;
- Обнаружить соответствие кадрового состава условиям по выполнению задачи;
- Осуществить анализирование материального и финансового положения компании;
- Провести расчет рисков и предусмотреть не желаемые ситуации, которые могут случится;
Главные принципы БП
К главным принципам БП можно отнести следующие принципы:
Давайте, детальнее рассмотрим все из указанных принципов. Итак, принцип единства, планирование на предприятии должно проводиться системно. То есть, все организационные планы представляют собой совокупность документации, объединённой в систему. Если говорить о принципе участия, то он подразумевает под собой планирование, которое проводится при участии всех сотрудников компании.
Что касательно принципа непрерывности, то он заключается в том, что планирование осуществляется непрерывно в определенном цикле. То есть, имеющиеся планы меняют друг друга непрерывно. Такое положение вещей связано с тем, что внешняя среда неопределенна, и могут измениться задачи компании.
Принцип гибкости основан на неопределенной внешней среде. Поэтому, планы должны формироваться так, чтобы их можно было корректировать, в случае необходимости. Принцип гибкости напрямую связан с дополнительными расходами компании.
Если говорить о принципе точности, то его суть в том, что планы компании должны быть максимально конкретными и продуманными до мелочей. Стоит отметить, что краткосрочные планы более точные, нежели долгосрочные. Если следовать принципам коммуникативности, то все усилия можно координировать и интегрировать.
Принцип адекватности отображает существующие проблемы и уровень самооценки в процессе разработки БП. Что касательно принципа многовариантности, то он заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для достижения поставленной цели. Завершающим стал принцип интерактивности, под которым подразумевается увязка уже готовых разделов БП.