Школа и общественные организации: как и зачем им взаимодействовать?
1. Объединения и организации
2. Виды детских общественных объединений.
3. Как идет взаимодействие со школой?
4. Вывод
Развитие и воспитание детей не ограничивается только набором знаний и формированием умений. На ребенка влияют не только педагоги и родители. Дети постоянно подвергаются активному воздействию со стороны различных социальных институтов. Не последнее место в их списке находятся детские общественные объединения, которые играют важную роль в воспитательной системе современной школы. Это отдельное направление, которое имеет свои собственные цели и функции.
Объединения и организации
Воспитательный аспект обычных учебных занятий не позволяет в полной мере раскрыть творческий и социальный потенциал ребенка. Но с этим отлично справляются детские общественные учреждения. Их деятельность регулируется официальной Международной Федерацией детских организаций, которая включает в себя субъекты не только России, но и стран СНГ. В их число входит огромное количество детских творческих и спортивных учреждений разного уровня подчинения. Их дополняют различные неформальные детские и юношеские объединения, охватывающие около 30% молодежи.
Современные детские движения – достаточно сложный сегмент социально-педагогического поля. Главная их черта заключается в добровольном членстве детей и удовлетворении их потребностей и запросов. Особенностью является также и ориентированность на самоопределение и социальное развитие через самодеятельную работу. Чтобы этот механизм выступал в роли воспитательного средства, необходимо обеспечить соблюдение особенностей организации подобной деятельности. В этом случае положительное влияние на участников движения или объединения будет осуществляться как усилиями сообщества и его лидеров, так и самими воспитанниками.
Общественная детская организация представляет собой объединение с четкой очерченной социальной и идеологической направленностью. Оно может быть сформировано группой взрослых активистов или госструктурой. Организацию от объединения отличает многоступенчатая структура иерархии, наличие правил членства и приема, закрытый характер. Основой служит система первичных детских структур, через которые и реализуются поставленные перед организацией задачи. Пример – скаутское движение или пионерская организация.
Часто в движениях для детей четко прослеживается склонность к деполитизации, идеям гуманизма, личностно ориентированный подход в вопросах развития. Современные детские объединения могут быть основаны юридическими лицами, но при этом вполне успешно сотрудничают и с государственными учреждениями и структурами.
Молодежные и детские объединения наших дней вправе самостоятельно выбирать себе руководство из взрослых людей. Также нет строгих ограничений по локализации, оставляя право выбора расположения по месту жительства, на базе какой-либо госструктуры или частной организации.
В системе влияния детских организаций на школьный воспитательный процесс можно выделить следующие факторы:
- Специфика государственного учреждения и самого детского сообщества;
- Воспитательные цели школа, система ее ценностей и ключевые направления самого детского объединения;
- Укомплектованность учебного заведения соответствующими кадрами;
- Характерные черты местного менталитета;
- Персональные качества руководителя и характер детского объединения.
Отношения могу формироваться разные, но есть одна ключевая цель, которую должен ставить перед собой педагог. Речь идет о стремлении при любых обстоятельствах оказывать на ребенка положительное влияние.
Объединение для детей должно создавать комфортные условия, чтобы ребенок мог удовлетворять свои потребности и интересы как личность, формировать новые ценности и цели.
Также здесь активируется влияние самоограничения и общественного выбора. Это помогает создать нужные условия для дальнейшего развития, оформление внутренних наклонностей и способностей, потенциала. Влияет на это и характер общественных норм и действующие социальные программы.
Еще один важный аспект работы детских организаций – защитная роль. Такие объединения способствуют отстаиванию прав несовершеннолетних, защиту их интересов и убеждений, собственной индивидуальности. Взаимодействие взрослых и детей, правильно организованная работа обеспечивает высокий процент эффективной социализации и социальной адаптации. Важно сохранять за ребенком права выбора как вида творчества, так и собственного самого детского объединения или организации.
Виды детских общественных объединений
Классификация детских объединений имеет несколько направлений дифференцирования. По содержанию деятельности они подразделяются на:
- Общественно-политические;
- Религиозного содержания;
- Патриотического характера;
- Трудовые;
- Досуговые;
- Научно-познавательные.
Что касается периода существования, то можно выделить такие:
- Постоянные;
- Ситуативные;
- Временные.
Еще один критерий классификации – это характер руководства:
- Неформальные сообщества;
- Детские организации;
- Молодежные, юношеские, детские клубы.
Разумеется, могут встречаться и гибридные варианты или исключительные случаи.
Как идет взаимодействие со школой?
Отношения носят договорной характер, когда стороны выступают на правах партнеров в сотрудничестве. Это предусмотрено соответствующими законодательными актами. При этом сотрудничество должно носить добровольный характер, с определенными обязательствами, которые стороны сами берут на себя и описывают в соглашении. Наиболее распространен вариант, где отношение школы и детской структуры проходят в виде взаимодействия субъектов воспитательной системы школы, наделяя ее самоуправляемой, демократической и государственно-общественной чертами.
Вывод
Детские общественные организации – это весомый фактор, который стимулирует рост инноваций в школе, в частности в воспитательной работе. При этом система воспитания в школе обретает большую стабильность и актуальность, соответствие нынешней эпохе. Но главной целью остается развитие личности ребенка, создания для него благоприятных условий для творческого, интеллектуального и социального роста.