Русская народная проза, сказки о животных
Всю устную народную прозу можно разделить на две крупных категории – повествования, в которые веровали и повествования, в которые не верили, то есть, сказки. Сказка, пожалуй, самый старинный жанр устного творчества. Народная сказка – эпическое, художественное повествование, прозаического, волшебного или бытового типа. Пропп писал, что сказка – это поэтическая фикция, которая никогда не выдается за реальность.
Также говорят, что сказка – это жанр, который оповещал о крахе мифологического сознания людей, некоторые ученые ведут сказку из мифов. В своей монографии Пропп писал, что жанр, предшествующий появлению сказки – это миф. В другом своем труде он говорит, что сказка и миф могут так сильно переплетаться, что в фольклоре мифы могут называть сказками. При этом в сказке есть образы и происшествия, которые ни к одной действительности не подходят.
Образования до появления сказок, согласно Проппу – это ритуалы, мифы, формы первобытного сознания, определенные социальные институты. Сказка же вобрала в себя составляющие первобытной и культурной жизни.
Вот основные отличия сказки от мифа:
- В сказке выражена десакрализация мира;
- Нет этиологического замысла, пояснения законов вселенной, зато присутствует воспитательное значение;
- Сказки рассказывают для развлечения, она меняет состояние слушателей.
В частности, это отразилось в понятии, которые дал Никифоров: «Сказка – устное повествование с необычным сюжетом, который нужен для развлечения, она отличается особой стилистической композицией».
Значимость сказки
Как и прочие жанры фольклора, у сказки есть познавательное, воспитательное значение, хотя воспитательное выражено больше всего. В них есть нечто такое, что может затронуть даже взрослых, хотя зачастую сказки рассказывают именно детям. Волшебный сюжет навсегда остается в памяти малышей, а общество никогда не было равнодушным к тому, какими вырастут их дети.
По тематике, структуре, композиции, стилю у сказки есть несколько внутри жанровых категорий, сказу делят на три типа. Первым подобное разделение предложил Афанасьев еще в начале 20 века в своем своде русских сказок. Это повествования о животных, волшебные и бытовые. Среди русских сказок повествования про зверей составляют десять процентов, волшебные – тридцать процентов, а бытовые – шестьдесят процентов.
Многие считают, что самыми старыми считаются сказки про зверей, которые появились на первых этапах развития общества и изначально носили мифологический характер, потому как отражали понятия людей о природе и социуме. Повествования охотников о поведении животных – основные источники создания повествований. На первых стадиях сказки о зверях были, как мифы, потому что не обладали установкой на вымысел. Через время повествования проецируются на жизнь общества, через повадки животных моделируются жизнь человека. Но долгое время они сохраняют волшебное и тотемическое представление. Но с течением времени сказка утрачивает связь с мифом и становится общественной аллегорией.
Сказки о животных имеют свои особенности и уникальную поэтику:
- Простая композиция. Действие усложняется, постепенно растет напряжение, базируется на повторении ситуаций с изменением одного элемента. Повторение одного момента делает мысль более выраженной. Кроме того, повторы позволяют быстрее запомнить и понять смысл;
- Стремительное развитие сюжетной линии;
- Сказки – драматическая игровая проза, там много стихотворных вставок и диалогов.
Стоит отметить, что во многих сказках присутствует богатство образов, которые скрыты в бытовой речи. Язык героев воспроизводит обычную речь людей различных категорий и внешнего вида. Из-за этого, у них наблюдается выраженный бытовой оттенок. В основе повествований – резкое разграничение зла и добра, поэтому нет сомнений, относительно того, как воспринимать определенного героя.