Рефлексия в педагогике: что это и какие элементы включает?

Рефлексия в педагогике: что это и какие элементы включает?

С позиции философии, рефлексия представляет собой мысли человека о самом себе, наблюдение, самоанализ, переосмысление собственных поступков, изучение ощущений и переживаний. Также можно сказать, что рефлексия – это формирование нового понятия о самом себе.

Рефлексия в педагогике: что это и какие элементы включает? 1 – Студенты России

Но, что представляет собой рефлексия в педагогике. С позиции психологии рефлексия рассматривается в виде процесса самопознания личностью внутреннего психического состояния. В случае с социальной психологией, то речь идет не только о самопознании себя, но и оценке восприятия окружающими людьми. Такое является возможным, благодаря умению человека ставить себя на место окружающих.

Определение 1
Рефлексия — личное умение и качество, которое имеет огромное значение для развития личности и формирования цельной психологической культуры.

Но в педагогике рефлексия стала использоваться только последние несколько лет. Что весьма необычно, учитывая то, что педагогика носит рефлекторный характер. Это объясняется тем, что учитель всегда стремится стать на место ученика, увидеть ситуацию его глазами, чтобы выбрать правильный путь его развития.

Взаимодействуя с учеником, учитель оценивает свои поступки и действия в данный момент в качестве одного из участников происходящего. Во время педагогической рефлексии, учитель наблюдает за происходящим со стороны других педагогов, оценивает собственную работу.

Основная задача педагогического взаимодействия – достижение максимальной степени развития. В большей степени этот процесс является внутренним и рационально оценить его сможет только один из субъектов происходящего.

Определение 2
Педагогическая рефлексия — непосредственный процесс и результат определения субъектами определенной степени развития, причин происходящего.

В ходе процесса происходит самооценка, взаимо отражение, осознание учителем некоторых аспектов своей работы.

Основные элементы и функции рефлексии

Определение 3
Педагогический процесс — это обмен деятельностью, который происходит при взаимодействии учеников и преподавателей.

Основные компоненты:

  • Рефлексия работы учащихся преподавателем;
  • Рефлексия преподавателем личных действий;
  • Рефлексия учеником своих действий;
  • Рефлексия работы учителя учеников;
  • Рефлексия воспитанником     взаимодействия с учителем.

Педагогический процесс производится учителем с целью развития учащихся, поэтому каждый элемент основывается на прямой рефлексии между всеми субъектами. Он направлен на достижение максимальной степени саморазвития и развития каждого из субъектов взаимодействия.

Что касается функций педагогической рефлексии, то это:

  • Диагностика, для определения степени развития воспитанников, степени действенности используемых приемов;
  • Проектирование, основывается на воссоздании работы;
  • Организация, чтобы преподаватель смог правильно выстроить процесс взаимодействия между преподавателем и учеником;
  • Коммуникация, которая считается одним из основных условий для эффективного взаимодействия;
  • Творческая составляющая, которая позволит создать в уме воспитанников смысловой базы;
  • Мотивация, позволяющая создать направленность и характер труда;
  • Коррекция для изменения, улучшения успехов ученика.

Выделив и выполнив данные функции, можно увеличить степень развивающего потенциала в процессе педагогического взаимодействия. Кроме того, педагоги смогут определить процедуру рефлексивной работы лучшего типа.

Источник

Поделитесь ссылкой: