Определение 1

Принципы менеджмента качества — это основополагающие начала, на основе которых руководители предприятий формируют корпоративную политику в сфере обеспечения надлежащего качества продукции.

Значение менеджмента качества для предприятия

Для того чтобы функционирование предприятие было успешным, требуется направление этой организационной структуры в нужное русло. В этом поможет реализация системного подхода к управлению.

Для достижения успеха руководству современного предприятия необходимо разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества. Она призвана постоянно совершенствовать работу предприятия с учетом потребностей всех заинтересованных сторон (клиентов, инвесторов, работников и др.).

Менеджмент качества выступает в качестве одного из важных аспектов управления организацией. Его значение в современной экономике повышается с каждым годом. Это – объективная тенденция, которую должны учитывать все стратегически мыслящие менеджеры.

Содержание принципов менеджмента качества

Современный менеджмент качества базируется на восьми постулатах, которые используются высшим руководством предприятий с целью улучшения их деятельности. Эти восемь принципов закреплены в международных стандартах и звучат следующим образом:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство руководителя;
  • вовлечение работников в процесс управления;
  • процессный подход;
  • системный подход к менеджменту;
  • постоянное улучшение;
  • принятие решений, основанное на фактах;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Принцип ориентации предприятия на потребителя обусловлен его зависимостью от покупательского спроса. Следовательно, работники предприятия, управляя качеством продукции, должны осознавать текущие и будущие потребности клиентов, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Принцип лидерства руководителя произрастает из того положения, что именно руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности предприятия. Руководителям сегодня советуют создавать и поддерживать на предприятии такую внутреннюю среду, в которой бы сотрудники оказались полностью вовлеченными в процесс решения задач предприятия.

Принцип вовлечения работников имеет место в данном списке, поскольку именно работники (причем сразу всех уровней) образуют основу любой организации. Полное вовлечение работников в дела предприятия позволит с максимальной выгодой использовать их способности и возможности.

Принцип реализации процессного подхода означает необходимость управления деятельностью предприятия и соответствующими ресурсами как процессом. Теоретики и практики менеджмента говорят о том, что в этом случае желаемый результат достигается эффективнее.

Системный подход к менеджменту тоже содействует достижению предприятием более высоких результатов и эффективности реализации его целей и решения задач. Для этого нужно выявлять взаимосвязанные процессы, понимать и управлять ими как системой.

Принцип постоянного улучшения во многом обеспечивает качество продукции надлежащего уровня. На данный момент считается, что постоянное улучшение деятельности предприятия в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

Так как в основе эффективных решений лежит анализ данных и информации, еще один принцип менеджмента качества предполагает принятие решений с опорой на факты.

Большое значение в современном мире придают коммуникациям. Поэтому следующий принцип менеджмента качества состоит в установлении предприятием взаимовыгодных отношений с поставщиками. Объяснение этого кроется в наличие взаимной зависимости между предприятием и его поставщиками. Как правило, отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Перечисленные выше восемь принципов менеджмента качества в настоящее время образуют основу для международных и национальных стандартов касательно системы менеджмента качества, которые входят в семейство ИСО 9000.

Внедрение принципов менеджмента качества

Не все предприятия сейчас соблюдают принципы менеджмента качества. Однако их внедрение позволит им существенно усилить свои позиции на рынке.

Прежде всего, высшее руководство предприятия должно принять ответственное решение о проведении работ по реализации принципов менеджмента качества. За ним должны последовать меры по созданию Совета по качеству и назначению должностных лиц, ответственных за качество.

Важно иметь разработанную стратегию системы менеджмента качества предприятия. Она позволяет определить политику, цели и задачи предприятия, показатели оценки качества и устанавливать их связь с теми принципами, которые собираются реализовать. При этом важно иметь разработанные и уже внедренные формы и методы контроля и отчетности.

Еще одно направление деятельности связано с разработкой следующих документов:

  • руководство по качеству;
  • методические рекомендации по всем бизнес-процессам предприятия;
  • рабочие инструкции для каждого работника предприятия.

При необходимости может быть инициирована реорганизация структуры управления предприятия. Подобные меры обычно направлены на устранение всех барьеров между подразделениями в деятельности, которая относится к вопросам качества. А для улучшения процессов деятельности еще могут быть сформированы рабочие группы, уполномоченные на разработку и внедрение необходимой документации.

Таким образом, внедрение принципов менеджмента качества в повседневную деятельность предприятия требует выполнения определенного перечня действий, которые могут привести к повышению общей эффективности его функционирования.

Источник