Рассмотрение информационных технологий обучения


Краткая характеристика информационных технологий обучения

Использование информационных технологий обучения, или ИТО в современном мире носит весьма актуальный характер. В образование активно внедряются ИТО. Они помогают:

  • модернизировать учебный и воспитательный процессы;
  • активизировать мышление у школьников, студентов;
  • развить творческий подход педагогов;
  • осуществить дистанционное обучение;
  • развить систему непрерывного образования.

Иными словами, ИТО повышают эффективность учебного процесса.

Определение 1

Информационные технологии обучения, или ИТО – совокупность электронных средств и способов функционирования, которые используются с целью проведения учебной работы.

Классификация ИТО

К ним относятся:

  • электронные компьютерные учебники, дневники, оценки;
  • учебные базы данных;
  • программы для тестирования, проведения контрольных работ;
  • программные тренажеры;
  • электронные лабораторные работы;
  • обучающие системы (позволяют учащемуся найти необходимую информацию).

По дидактике ИТО делятся на:

  • системы программированного образования, или СПО;
  • интеллектуальные системы обучения, или ИСО.

Первые представляют из себя порционный вид информации (тексты, графика, видео), который получает учащийся в определенной последовательности. СПО осуществляют контроль над усвоением учебного материала.

ИСО обладают такими качествами, как:

  • адаптация к знаниям;
  • гибкость образования;
  • разработка оптимального учебного воздействия;
  • выявление причин ошибок студента/школьника.

Чтобы реализовать особенности ИСО используют методы и технологии искусственного интеллекта. В базу данных интеллектуальных систем входят:

  • информация о предмете изучаемой дисциплине;
  • методы образования;
  • модели обучающихся, т.е. это своего рода комплекс сведений, которые содержат статистику успеваемости ученика, и в соответствии с этим вырабатываются для каждого адаптированные задания.

Классификация компьютерных учебных программ

Виды компьютерных программ можно разделить на следующие инструментальные системы:

  • гипертекстовые и гипермедиа (включают: тексты, видео, графику, звук, поиск информации, многооконный режим, правку/сохранение комментариев, новые материалы и т.д.);
  • моделирующие (создание процессов и объектов физической природы, используя математические уравнения; формирование тренажеров);
  • контролирующие знания и педагогические тестирования;
  • выполняющие роль лекционного сопроводителя (использование презентаций, оформление текста различными стилями, создание схем, графиков, видео, звука).

Для еще более упрощенного учебного образования создают программно-методические комплексы, или ПМК. Они формируются на основе программно-технических средств и реализуются с помощью методов учебного процесса. ПМК бывают:

  • поддержкой курса лекций;
  • моделями процесса или явления;
  • моделями технического приема;
  • тренажерами;
  • сборниками задач и упражнений;
  • тестами и контрольными работами;
  • справочными информационных систем;
  • игровыми учебными программами;
  • электронными учебниками, дневниками, оценками;
  • интегрированными системами;
  • экспертными интегрированиями.

Электронные учебники состоят из:

  • теории;
  • практики;
  • аудиовизуальной иллюстрации;
  • задач;
  • методических рекомендаций;
  • справочного материала;
  • словаря терминов;
  • ссылок;
  • тестов.

По сути, электронный учебник – это интегрированный ПМК.