Работа с девиантным поведением
По большей степени, девиантное поведение приводит к деградации личности человека, потому что он не может развиваться в процессе причинения вреда окружающих людям. Зачастую такие личности замыкаются в себе, ориентируются лишь на собственные потребности, теряют чувство реальности, не испытывают стыда за свои поступки и даже сострадания к другим людям. Психология девиантных людей заключается в том, что индивид не понимает, что действует разрушительным образом. В своем сознании человек не видит в совершаемых поступках ничего плохого, поэтому активно использует приевшиеся приемы.
Причин, из-за которых человек избирает асоциальный путь множество:
- Внутренние установки;
- Психические и физические нарушения;
- Отсутствие мотивации к достижению целей;
- Неудачные внешние условия.
Все эти причины порабощают личность, он теряет способность рассуждать здраво, самостоятельно принимать решения. Если одновременно с этим человек страдает от алкогольной или наркотической зависимости, это ведет к полной деградации личности. В этом случае человек требует принудительного лечения.
Зачастую работа со зрелыми личностями, которые показывают признаки девиантного поведения, проводится способом правоприменительных действий (уголовное или административное наказание). Но работа с детьми и подростками, которые ведут себя асоциально, должна быть организована нестандартно. Перед такими личностями следует сразу обозначить рамки допустимого, границы, которые будут ему показывать, каким должно быть поведение, чтобы оно не нарушало общественные нормы.
Основные приемы по организации профилактики девиантного поведения:
- Воспитательные беседы и выступления на тему допустимого поведения, которое вписывается в общественные рамки. В первую очередь такие беседы нужно проводить в семьях, потому что родители – первые люди, отвечающие за поведение и жизнь ребенка. Также беседы должны проводить учителя, причем важно выслушать позицию ребенка и принимать все его слова всерьез;
- Психологические тренинги. Приходя на такие занятия, ребенок сможет открыть новые границы, расширит сознание и мировоззрение. На таких тренингах подростки могут найти цель в жизни, определить способы их достижения.
Психологическая профилактика асоциального поведения заключается в соблюдении определенных мер. Первое – это профилактика сексуальных отношений и отклонений. Второе – профилактика психологических зависимостей, от которых может страдать ребенок, пребывая в семье, школе или компании друзей. Очень часто дети привыкают к наркотикам, алкоголю и сигаретам не по собственной воле, а из-за желания показать своим сверстникам бесстрашие и принадлежность к их группе.
Не стоит забывать, что в каждом человеке нужно сформировать позитивное мышление, которое, в первую очередь, касается отношения к самому себе. Индивид, который не любит себя, свое тело, внешность, будет стараться нанести себя, как психологический, так и физический вред.
Довольно активно применяются следующие приемы по борьбе с асоциальным поведением:
- Правильная организация свободного времени. Если личность знает, чем заняться и как развивать свои таланты, попросту не найдет времени на агрессивное отношение к окружающим;
- Пропаганда здорового образа жизни и спорта, что снижает тягу к алкоголю и наркотикам;
- Страна и соответственные органы должны материально обеспечивать малоимущие семьи, сирот и другие незащищенные слои населения;
- Организация специальных курсов, программ и лекций, в которых подробно рассказывается об асоциальном поведении, его недостатках и последствиях. Наглядный пример будет толкать человека на изменения к лучшему.