Пути повышения качества продукции

Определение 1

Качество продукции — это обобщенная характеристика продукции, которая отражает ее способность удовлетворить потребности использующих или эксплуатирующих ее лиц согласно установленному предназначению.

Общее представление о качестве продукции

Важнейшим показателем эффективности производства в настоящее время является качество продукции. Оно отражает степень соблюдения продукцией всех требований, которые предъявляются техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими нормами, пожеланиями руководства, запросами потребителей и другими факторами. Качественная продукция должна быть безопасной (т.е. не причинять ущерба окружающим), исполнять свое предназначение и удовлетворять потребности потребителей.

Современные условия вынуждают хозяйствующих субъектов постоянно уделять внимание вопросам, связанным с повышением качества продукции. Повышение качества продукции может обернуться для предприятия повышением общей экономической эффективности. Данное обстоятельство обычно объясняется снижением брака при производстве, увеличением объемов экспорта, снижением текущих и единовременных затрат, увеличением объемов производства и реализации продукции.

Чаще всего качество продукции повышается предприятиями посредством реализации следующих мер:

  • совершенствование технологии производства;
  • улучшение организации производства и труда;
  • учет факторов реализации продукции;
  • стимулирование повышения качества продукции.

Характеристика путей повышения качества продукции

Технологии производства продукции сейчас совершенствуются довольно-таки интенсивно, что соответствует темпам и масштабам современного научно-технического прогресса. Это уже привело к масштабной автоматизации рабочих мест и технологических линий, к широкому распространению и массовому использованию микропроцессоров (т. е. цифровизации производства).

Все оборудование с течением времени устаревает, поэтому у предприятий возникает необходимость его замены на новое оборудование. Причем новые производственные технологии, несмотря обычно отличаются от прежних более высокой производительностью, уменьшением числа случаев выпуска продукции с браком, уменьшением объема потребляемых ресурсов и времени изготовления изделий и т. п.

Технологии производства (ноу-хау) представлены конкретными действиями производителей, их последовательностью и другими особенностями совершения. За счет технологий может быть произведена продукция с высокой конкурентоспособностью (например, с точки зрения качества), поэтому в целях ее защиты оформляют патенты. Использование патентов западных компаний может привести к существенному развитию производства на местном рынке.

Организация производства и труда могут быть улучшены в результате повышения ответственности за качество и проведения контрольных мероприятий в отношении качества работ. Чаще всего в каждом структурном подразделении предприятия создают группы улучшения качества. Специалисты, которые входят в состав этих групп, призваны находить неиспользованные резервы для повышения качества, оперативно реагировать на возникающие отклонения и принимать необходимые меры.

В целях повышения качества, а также минимизации производственных затрат на предприятиях еще создают эффективные системы взаимодействия подразделений по совместному проведению мероприятий.

Качество производимой продукции может быть повышено благодаря выявлению и учету факторов, которые определяют условия реализации продукции на конкретном рынке. Считается, что наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • наличие и острота конкурентной борьбы на рынке;
  • национальная и региональная специфика рынка;
  • предоставляемые услуги (например, качество технического обслуживания и ремонта);
  • наличие и сила действия рекламы и иных средств воздействия на потребителя;
  • деловая репутация производителя;
  • известность товарного знака производителя.

Общепризнано, что на процесс повышения качества действенно влияет создание на предприятии системы признания и поощрения заслуг в достижении высокого качества и наказания за допущенные дефекты или ошибки при выполнении своих функциональных обязанностей. Речь в данном случае идет о применении мер стимулирования повышения качества продукции.

Как правило, реализуют три основных направления повышения заинтересованности работников предприятия в повышении качества продукции:

  • материальное стимулирование — предполагает дополнительную оплату труда за достижение высокого качества, за бездефектное изготовление продукции, за качество, надежность, ресурс и т. п.;
  • организационно-техническое стимулирование — предполагает организацию групп (кружков) качества, пропаганду передового опыта, проведение конференций, семинаров, конкурсов на лучший бренд года и т. п.;
  • моральное стимулирование — предполагает присвоение почетных званий и награждение грамотами, вручение ценных подарков, объявление благодарностей, вручение медалей и других знаков отличия.

На практике руководители предприятий в комбинированном порядке принимают меры стимулирования всех трех направлений. Хотя не исключены случаи, когда на предприятии делается упор на какое-то одно направление стимулирование.

Таким образом, разработано и апробировано несколько путей повышения качества продукции. Выбор конкретного пути остается за высшим руководством предприятия, которое заинтересовано в росте экономической эффективности производственной и коммерческой деятельности посредством повышения качества изготавливаемой и реализуемой продукции.

Источник