Человек является неразрывно связанным с понятием времени, что является одним из его уникальных свойств. Все наши дейстия и активности происходят внутри временного пространства и имеют определенный темп, ритм и периодичность. Кроме того, нам необходимо оценивать доступные нам временные ресурсы и уметь укладываться в них. Способность правильно оценивать и управлять временем также является важной, наряду с умением выполнять действия правильно.

В народной мудрости выражено понимание важности связи между временем и действием. Русская пословица гласит: «Дорога ложкаобеду», что означает, что важно не только знать, что нужно сделать, но и укладываться в определенный временной интервал для выполнения этого действия.

Время является одним из наших самых ценных ресурсов, и способность эффективно управлять им имеет большое значение для нашей продуктивности и благополучия. Понимание значимости времени и развитие навыков эффективного использования временных ресурсов помогает нам достигать поставленных целей, улучшать организацию своей жизни и справляться с повседневными задачами более эффективно.

Время с точки зрения психологии

Психологическое время существенно отличается от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени.

Исследователи, изучающие законы протекания психологического времени сталкиваются с особенностью: в отличие от перцепции, «рецепторы времени» очень сложно обнаружить, элементарные «ощущения времени», на которых основывается его восприятие, также выделить трудно. Тем не менее, человек хорошо ориентируется во времени, даже без часов. Множество процессов физиологического характера: сердцебиение, дыхание, смена сна и бодрствования имеют ритмическую природу, определяющуюся четкими временными характеристиками.

По утверждению психолога В.Вундта ритмичность является одним из важнейших свойств сознания. Восприятие времени человеком основано на физиологическом механизме регуляции временного аспекта функционирования организма, называемого биологическими часами. Большинство авторов современных психологических концепций считают биологическими часами ядра гипоталамуса. Как же человек оценивает время с точки зрения психологии? Как он определяет продолжительность происходящих с ним событий?

Человек оценивает время с точки зрения психологии через свою перцепцию и опыт. Это значит, что время воспринимается не только как физический параметр, но и как качественное понятие, связанное с определенными эмоциями и ощущениями. Например, когда мы ждем чего-то волнующего или с нетерпением ждем конца неприятного события, время может казаться нам очень медленным. Но если мы заняты интересным делом, время может казаться очень быстрым.

Определение продолжительности событий также зависит от восприятия времени. Например, когда мы заняты чем-то интересным, время может казаться очень коротким, даже если прошло много часов. Но если мы находимся в неприятной ситуации, время может казаться нам бесконечным.

В психологии выделяют несколько типов времени: прошедшее, настоящее и будущее. Прошедшее время включает в себя все события, которые уже произошли, настоящее время относится к настоящему моменту, а будущее время – к тому, что еще не произошло. Кроме того, в психологии выделяют понятие «продолжительности», которое определяет, как долго продолжается событие.

Восприятие времени также может быть связано с культурными и социальными факторами. Например, в некоторых культурах время может восприниматься как круговое, а не линейное. В таких культурах время может рассматриваться как повторяющийся цикл, а не как непрерывное движение вперед.

Восприятие времени основано на взаимодействии физиологических, психологических и когнитивных процессов. Вот некоторые из основных аспектов, которые помогают человеку оценивать время с точки зрения психологии:

  1. Биологические часы: Человеческий организм имеет встроенные биологические ритмы и циклы, такие как сердцебиение, дыхание, смена сна и бодрствования. Эти физиологические процессы помогают нам оценивать время и создают основу для нашего восприятия его течения.

  2. Внимание и восприятие: Внимание играет важную роль в оценке продолжительности событий. Когда мы фокусируемся на чем-то, время может казаться более быстрым или медленным. Например, во время увлекательной деятельности время может казаться проходящим быстрее, а в монотонных или скучных ситуациях — медленнее.

  3. Ожидание и предвосхищение: Предварительные ожидания и представления о событии могут влиять на восприятие его продолжительности. Если мы ждем чего-то с нетерпением, время может казаться дольше, в то время как приятные или интересные моменты могут казаться более короткими.

  4. Эмоциональное состояние: Наше эмоциональное состояние может влиять на восприятие времени. Во время стресса или тревоги время может казаться замедленным, а в состоянии полного погружения или счастья — быстрым.

  5. Структура событий: Организация и структура событий также влияют на наше восприятие времени. Если событие имеет четкую последовательность или разделено на определенные фазы, мы можем лучше оценить его продолжительность.

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Искажения восприятия времени, связанные с физиологическими изменениями, могут быть объяснены через влияние активации и релаксации организма на скорость восприятия и обработку информации.

Когда организм находится в состоянии активизации, повышается его общий тонус и метаболические процессы. Это может быть вызвано, например, повышенной температурой тела или приемом стимулирующих средств. В таком состоянии организм готов к быстрому и энергичному действию, и это может отразиться на восприятии времени. Человек может ощущать, что время течет быстрее, поскольку его внутренний ритм и обработка информации ускоряются. В такой ситуации может возникнуть ощущение нехватки времени и спешки.

С другой стороны, когда организм находится в расслабленном состоянии, например, под воздействием релаксантов или при пониженной температуре тела, требования к темпу деятельности снижаются. В таком состоянии человек может воспринимать время как более медленно проходящее, поскольку его внутренний ритм и обработка информации замедляются.

Таким образом, физиологические изменения, такие как повышенная или пониженная температура тела, а также воздействие различных фармакологических средств, могут влиять на скорость восприятия времени и создавать искажения в его восприятии. Эти изменения связаны с активацией или расслаблением организма, которые влияют на общий тонус, внутренний ритм и скорость обработки информации.

Восприятие времени психология связывает с темпом происходящих в организме физиологических изменений. Например, если обмен веществ ускоряется, субъективная оценка времени становится искаженной: человеку кажется, что время течет быстрее обычного и наоборот. Это открытие было сделано Г. Хогландом. У жены ученого, которая была простужена, наблюдались значительные температурные колебания. Известно, что повышенная температура тела ведет к усилению метаболизма, а пониженная к его ослаблению. Хогланд предложил ей оценить субъективную минуту, то есть указать, не сверяясь с часами, когда пройдет минута. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела четко прослеживается. Чем выше температурные показатели, тем длиннее становится период времени, определяющий минуту.

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Рисунок 1. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Данные аналогичного характера были получены и при последующих исследованиях, в том числе и с применением фармакологических средств. Больные, получающие стимуляторы, отмечали, что время течет быстрее. Те, кто принимал релаксанты, напротив, указывали, что движение времени замедляется. С чем связаны такие искажения восприятия времени?

Дело в том, что организм, находящийся в состоянии активизации, требует повышенных темповых характеристик деятельности. Другими словами, субъектом осознается команда «надо спешить». Создается ощущение нехватки времени, что дополнительно стимулирует скорость выполнения действий. В расслабленном состоянии требования к темпу деятельности снижены.

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Восприятие времени зависит не только от уровня мобилизации организма. Важную роль играет фактор когнитивной нагрузки на психику. В.Джеймс отмечал, что время, наполненное разнообразными событиями и явлениями, проходит гораздо быстрее. А время, где отсутствуют события, длится бесконечно долго. Протяженность времени оценивается человеком с точки зрения интенсивности переработки информации, ее сложности и объема. Если трудоемкость задачи и человеческий потенциал оптимальны, возникает феномен потока, когда человек не замечает времени, ему кажется, что оно просто пролетает или вообще исчезает. Если наблюдается чрезмерная нагрузка на психику и требуется мобилизация всех имеющихся возможностей, прослеживается обратный эффект: ход времени замедляется.

Соотношение характеристик длительности и субъективного восприятия времени.

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Рисунок 2. Характеристики деятельности и восприятия времени

Существует феномен «мчащегося времени», связанный с восприятием времени в масштабе всей человеческой жизни. Чем старше человек, тем короче становятся воспринимаемые им временные интервалы. Это явление объяснимо. С возрастом активизация организма снижается, скорость метаболизма замедляется. Пожилому человеку кажется, что прошло 20-30 минут, а на самом деле минуло уже полтора часа. С другой стороны, ускоренный бег времени связывают с тем, что человек оценивает время не в абсолютных, а в относительных величинах. Длительность временного периода соотносится с опытом прошлого. Для ребенка десяти лет год — это 10% прожитого им времени, а для 50-летнего — 2%.

Вывод

В детстве время может казаться проходящим очень медленно. У детей понятие о прошедшем времени еще не сформировано, и каждый момент для них содержит новые впечатления и открытия. Благодаря более медленному течению времени, дети могут испытывать трудности с ожиданием желаемых событий, так как каждая минута может казаться им вечностью.

С другой стороны, у пожилых людей время может казаться проходящим очень быстро. Это может быть связано с тем, что по мере старения у людей накапливается больше жизненного опыта, и каждый новый год составляет все меньшую долю их общего прожитого времени. Ощущение быстрого бега времени у пожилых людей может вызывать ностальгия и сожаление о пропущенных возможностях или неиспользованных моментах в жизни.

Таким образом, различное восприятие времени в детстве и пожилом возрасте может быть связано как с когнитивными особенностями развития, так и с накопленным опытом и относительностью восприятия временных интервалов.