Прогнозирование как функция менеджмента

Определение 1

Прогнозирование и планирование – это две важные функции менеджмента, ориентированные на будущее состояние объекта управления и внешней среды.

Прогноз – это результат некоего предвидения будущих событий. Причем речь идет о научных методах предсказания, а не об интуитивных догадках и ничем не подкрепленных предположениях, а также неверифицированных методах вроде гадания на кофейной гуще:

  • прогноз погоды базируется на метеорологических исследованиях (многолетних наблюдениях, аэрокосмической съемке воздушных потоков и т.д.),
  • прогноз курсов валют включает как математические методы (технический анализ), так и анализ факторов, влияющих на них (фундаментальный анализ).

По срокам прогнозы бывают трех видов:

  • краткосрочные (рассчитанные менее чем на год),
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет),
  • долгосрочные (длительностью более пяти лет).

С содержательной точки зрения различают множество разновидностей прогноза:

  • экономический прогноз – служит для предсказания экономического состояния объекта управления в целом, а также отдельных характеристик (объем сбыта продукции, объем производства конкурентов и т.д.),
  • прогноз развития технологии, позволяющий предсказать, какие новые технологии появятся в ближайшее время, насколько они окажутся практически применимыми. Эта информация полезна для формирования ожиданий относительно стратегии и тактики конкурирующих организаций,
  • прогноз, основанный на опросах и исследованиях, охватывающий многие области знаний,
  • прогноз социальных изменений (трансформаций в социальных ожиданиях) чаще используется на макроуровне, но в масштабах предприятия может быть полезен применительно к управлению мотивацией сотрудников.

Прогнозирование как функция менеджмента закладывает основы для другой функции – планирования. Проиллюстрируем это общенаглядным примером – услышав, что на завтра по прогнозу будет дождь (прогнозирование состояния внешней среды), человек планирует взять с собой зонт или отменяет поездку на пляж.

Как функция менеджмента прогнозирование концентрируется на предвидении и выявлении объективных тенденций, перспектив и альтернативных путей развития бизнеса, состояний организационного развития, а также сроков наступления различных событий.

Прогнозирование служит для формирования у субъекта управления представления о том, какими путями может быть достигнута цель функционирования компании, какие из них наиболее эффективны, какой результат можно от них ждать. Прогнозирование позволяет решить ряд задач:

  • установить цели развития,
  • определить рациональные средства и пути достижения цели,
  • предвидеть действие позитивных и негативных факторов,
  • рассчитать необходимые ресурсы.

В менеджменте прогнозирование формирует фундаментальную основу управленческой и предпринимательской деятельности независимо от конкретной сферы и отрасли.

Разные теории по-разному рассматривают роль прогнозирования в управлении предприятием, но все ученые включают его в список основных функций менеджмента.

Определение 2

Прогнозирование может быть определено как метод, использующий накопленный ранее опыт, а также допущения относительно будущего для его определения.

При качественном осуществлении прогнозирования его результаты (предсказанная картина будущего) применима как основа для планирования.

Планирование как функция менеджмента

Определение 3

Под планированием понимают вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и определением действий в будущем.

В рамках планирования можно выделить следующие этапы:

  • определение целей и задач,
  • составление программы будущих действий, направленных на их достижение,
  • оценка необходимых ресурсов и источников их привлечения,
  • назначение непосредственных исполнителей, доведение до них информации о планах.

Реализация функции планирования предполагает, что будет выработано и принято определенное постановление (в письменной или устной форме), которое поставит перед объектом управления конкретную цель или задачу. Такое постановление признается управленческим решением. Планирование является одним из способов обеспечения руководством единонаправленности в усилиях всех членов организации для достижения общей цели, решения общих задач. Функция планирования является одной из начальных в составе управления, ее качество существенно влияет на успех деятельности организации.

Функция планирования по своей сути предназначена для поиска ответов на такие ключевые вопросы:

  • в какой точке траектории развития мы находимся в настоящий момент? Менеджеры должны оценивать слабые и сильные стороны компании по основным сферам (финансы, персонал, маркетинг, научные разработки). Это важный компонент реальной оценки, к чему организация может стремиться,
  • куда мы хотим двигаться? Оценив возможности и угрозы окружающей среды, менеджеры должны сформулировать цели организации и проанализировать, что может помешать их достижению, а что можно использовать для повышения эффективности продвижения к ним,
  • как мы собираемся это делать? Руководители принимают решения, как должны действовать члены организации, чтобы общая цель была достигнута.

Распространенной ошибкой является недостаточное внимание к планированию. Некоторым руководителям кажется, что этот этап излишний, лучше сразу приступать к действиям, не теряя времени на расчеты и размышления. Однако в таком случае может возникнуть стратегический разрыв – расхождение между стратегией компании и механизмами ее реализации (тактикой). Механизм управления предприятием должен предполагать увязку стратегических показателей эффективности текущей деятельности через причинно-следственные связи с конкретными мероприятиями и обобщенными стратегическими инициативами.

В последние годы появилось множество программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию процесса планирования. Существуют как узкоспециализированные решения (например, планирование ресурсов), так и более комплексные, охватывающие множество аспектов планирования.

Источник