Определение 1

Система менеджмента качества — это совокупность взаимосвязанных элементов, которые призваны обеспечить разработку и реализацию на предприятии политики в области качества.

Основные понятия менеджмента качества

Неотъемлемой частью современного управления предприятием является менеджмент качества. Он ответственен за обеспечение соблюдения всех установленных требований и удовлетворения, тем самым, потребностей всех заинтересованных сторон.

Менеджмент качества осуществляется на предприятии через определенную систему. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, наличие и функционирование которых позволяет разработать и проводить политику в области качества, сформулировать и достигать цели в области качества.

Структурно система менеджмента качества представлена следующими элементами:

  • организация — это группа работников предприятия, которые оснащены необходимыми средствами, и определенный порядок их взаимоотношений, в частности, через распределение между ними полномочий и ответственности;
  • процесс — это периодически повторяемая последовательность действий, которые способствуют достижению целей, поставленных в области качества;
  • документы — это значимая для предприятия информация, которая размещена на соответствующем носителе;
  • ресурсы — это все те объекты, которые обеспечивают осуществление на предприятии менеджмента качества.

Перед тем, как система менеджмента качества начнет решать поставленные перед ней задачи, необходимо разработать ее (спроектировать элементы), воссоздать в действительности, внедрить в структуру и деятельность предприятия и запустить в работу.

Принципы проектирования элементов системы качества

Рациональное проектирование элементов системы менеджмента качества ведется при соблюдении нескольких принципов, которые уже не один раз были успешно применены многими предприятиями на практике. Так, согласно одному из принципов, проектирование целесообразно начинать с составления проекта системы менеджмента качества. При выполнении этой работы окончательно определяются цели предприятия в области качества, конструируется конкретная организационная структура менеджмента качества на предприятии, разрабатываются календарные и рабочие планы.

Элементы системы менеджмента качества следует проектировать при концентрации внимания на продукте и, в частности, на его безопасности. Большое значение в этом случае имеет изучение технологии и организации производства.

Деятельность проектированию должна быть переплетена с выбором модели системы качества. Решение данного вопроса позволит впоследствии определить минимальные требования к качеству продукта.

Еще одно требование связано с гибкостью системы менеджмента качества предприятия. Она позволяет фиксировать отклонения, анализировать их причины, вырабатывать меры по устранению и предотвращению отклонений, в чем и заключается непосредственное улучшение качества.

Непременной предпосылкой успешного проектирования и последующего развития системы менеджмента качества является вовлечение в данную деятельность руководства предприятия. В последствии именно оно за счет применения механизмов и инструментов этой системы должно будет мотивировать сотрудников предприятия к активному участию в мероприятиях, посвященных обеспечению (улучшению) качества.

Накопленный опыт говорит о том, что в качестве руководителей проекта стоит назначить тех сотрудников предприятия, которые уполномочены и ответственны в областях кадровой работы, сбытовой деятельности и технического контроля. Вместе друг с другом они охватывают подавляющее большинство вопросов, связанных с менеджментом качества на предприятии.

Этапы проектирования элементов системы менеджмента качества

Работы по проектированию элементов системы менеджмента качества проводятся путем последовательного осуществления следующих этапов:

  1. Старт-фаза — идентификация проблем, определение целей, создание проектной группы.
  2. Анализ фактического состояния дел на предприятии — сбор и анализ действующей информации по качеству (прежде всего, о документации и организационной структуре).
  3. Анализ слабых мест — оценка эффективности мероприятий, изучение и пересмотр документов, определение основных факторов влияния.
  4. Составление каталога мероприятий — анализ, конкретизация и приоритизация целей, изучение ограничений, определение исполнителей и выделение им необходимых средств.
  5. Разработка и внедрение системы менеджмента качества — составление документации по качеству (например, рабочих и контрольных инструкций), в которой описывают процедуры по обеспечению качества и излагают концепцию системы качества.
  6. Контрольный аудит — консультационная проверка системы менеджмента качества с целью выявления и ликвидации всех отклонений.
  7. Сертификация — независимая проверка соблюдения всех требований национальных и международных стандартов всеми элементами системы менеджмента качества предприятия.
  8. Последующий аудит — поддержка или пересмотр действующего сертификата предприятия на счет его системы менеджмента качества.

Нужно сказать, что проектирование и внедрение на предприятии системы менеджмента качества должно всегда завершаться приглашением экспертов и проведением экспертизы, а также сертификацией нейтральной аккредитованной службой.

Таким образом, внедрение и функционирование системы менеджмента качества как условие и средство обеспечение надлежащего качества на предприятии может быть реализовано только после проведения работ по проектированию ее элементов. Проект позволяет точнее определить имеющиеся проблемы в области качества и реализовать требуемые меры по их решению.

Источник