Политическая культура и ее особенности


Политическая культура России и ее политические особенности

Политическую культуру российского общества на данном этапе времени можно рассматривать в трех разных аспектах: 

  • Обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее роли и места в цивилизованном мире; 
  • Исследование ее структуры, определение ценностных ориентиров, поиск проблем влияния и формирования на общество в целом; 
  • Поиск основ ее зарождения, анализ предшествующего политического опыта, традиций, менталитета. 

Политическая культура государства Российской Федерации в историческом плане предстает самобытной и очень уникальной.

Характерно для нее существование огромного количества субкультур, что объясняется этническими, конфессиональными и географическими факторами. В форме главных ценностей прошлого политического развития до нашего времени дошли идеи самодержавного государства, которое позволяет развиваться и существовать различным регионам, национальным общинам и народностям. В течении огромного количества веков существовало Российское государство, которое было достаточно централизованно, что, по сути, и определило политическую эволюцию индивидов и общественной среды, в частности. 

Характерным для истории России выступает объединение государства и церкви. Церковь Православия играла довольно значимую роль в создании многонациональной Российской империи и этого соборного духа, русского мессианства, который в итоге, стал неотъемлемым звеном политического мышления того отрезка времени. 

Замечание 1

Особенный след на культуру политики накладывала общинная, коллективная форма общежития крестьянства в России, которая препятствовала формированию индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни. 

В 19 столетии, а конкретнее в его 60-е годы в стране образовались довольно благоприятные условия для эволюции политической культуры. Было искоренено крепостное право, началось формирование новых социальных сил (разночинной буржуазии и интеллигенции), проводилась очень мощная правовая реформа. Но революция, которая произошла в 1917 году остановила данный процесс. 

Большевики решили взять направление на формирование тоталитарного государства. Огосударствление абсолютно всех сфер жизни общества доводилось до края. Политическая культура обрела исключительно авторитарный, этатистский характер. Функции и роль, которые в исконной русской государственности выполняло православие, передались марксизму-ленинизму, который стал всецелой единственной и господствующей государственной идеологией. Это все заключалось в том, что интересы отдельного человека были подчинены целиком интересам государства. 

 

Советская система права была основана на идеологии обязательства гражданина перед страной. В этом случае роль закона было практически равна нулю, так как учреждались принципиальные положения директивами партий, а конкретные вопросы регламентации права разрешались в нормативных актах ведомств, управленческих органов. 

Замечание 2

В государстве с середины 50-х годов начались процессы либерализации, которые, в конечном итоге, привели непосредственно к распаду СССР и изменению основополагающих стандартов поведения и ценностных ориентиров, которые раньше лежали в основе российской государственности. 

Новая российская политическая культура и ее особенности

Создание новой политической культуры в ее системном виде практическим образом началось с момента принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Этот этап был очень болезненным и сложным, он был связан с разрушением стереотипов, получением новых качеств, и все это реализовывалось на фоне духовно-нравственного и экономико-социального кризисов. Низкая уровень политической культуры объяснялся не только идеологическими факторами, но и полным отсутствием опыта демократического участия в принятии политических решений и управлении, потому как огромное количество институтов гражданского общества были на тот момент в стадии становления. 

На данный момент времени, как и большое количество лет назад, политическая культура Российской Федерации страдает антиномичностью, так как абсолютно любой ее базовый элемент владеет своей антитезой (этатизм и анархизм, боязнь нарушения власти и законов, верноподданничество и крайний радикализм). Политическая культура довольно внутренне противоречива, так как наряду с сохранившимися ценностями групповой справедливости и коллективизма общин, создаются нормы, которые направляют на развитие индивидуальной предпринимательской, активности и творческой инициативы. 

 

Характерные признаки политической культуры Российской Федерации: 

  • Склонность к способам незаконным политического протеста; 
  • Кампанейский подход к решению проблем в политической среде; 
  • Ориентация большой части населения на личности работников политики. 

Политическая культура и ее перспективы развития в России 

События не так давно прошедших лет, а конкретнее становление правовой системы, эволюция федерализма, развитие процесса законотворчества, поиски приемлемых решений меж законодательной и исполнительной властью, работа системы многопартийности и другие позитивные элементы, дают возможность делать довольно оптимистический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важных направлений в этом плане должны стать последовательное закрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления политической гражданской активности людей, привлечение их в управление страной и контроль над его деятельностью.

Если говорить о самобытных или специфических чертах культуры политики России, главное не забыть о мировых достижениях цивилизации. Нужно интенсивнее и шире использовать политический опыт, который уже накоплен как за пределами государства, так и внутри его. Перспективы общественного развития находятся в прямой зависимости от достижений органического сочетания рыночной экономики, демократии в политике, традиций государственности в истории, гуманистических естественно-правовых базисов.