Определение 1

Система менеджмента качества – это часть системы управления предприятием, в рамках которой формируют политику и цели в области качества.

Понятие системы менеджмента качества

В настоящее время многими действующими предприятиями большое значение придается обеспечению надлежащего качества готовой продукции, процессов производства, управления и других аспектов хозяйственной деятельности. Для того чтобы успешно реализовать сказанное, предприятия все чаще разрабатывают и внедряют, так называемые, системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества представляет собой совокупность разнообразных элементов, которые взаимосвязаны с целью руководства и управления организацией в области качества. Обычно система менеджмента качества является результатом взаимодействия:

  • потребностей и ожиданий потребителей:
  • политики и целей организации;
  • необходимых ресурсов;
  • методов измерения результативности и эффективности;
  • механизмов предупреждения несоответствий и устранения их причин.

Перечисленные элементы должны быть соответствующим образом собраны и приведены в движение. Это происходит в результате поэтапных действий по разработке и внедрению системы.

Содержание основных этапов разработки и внедрения системы менеджмента качества

На первом этапе организуются работы по формированию системы менеджмента качества. На этом этапе принимаются решения о направлении и методах работ (путем принятия соответствующих документов), выявляются и устраняются основные социальные и психологические барьеры, дается ответ на изначально возникшие спорные вопросы.

Второй этап предполагает обучение сотрудников предприятия. Это значит, что и руководители, и специалисты перед началом выполнения своих обязанностей должны обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками, что обеспечить организацию совместной деятельности на качественно ином уровне.

Третий этап достаточно важный для предприятия, поскольку в его рамках определяют его миссию, стратегию, цели и задачи. В результате должно появиться достаточно четко выраженное представление о том, как именно собственники, инвесторы, руководители и персонал смотрят на это предприятие в данных условиях.

На четвертом этапе специально созванные рабочие группы разрабатывают план мероприятий и работ, направленный на полноценное формирование и запуск на предприятии системы менеджмента качества. Этот план утверждается руководителем высшего звена. В данном случае нужно заранее предусмотреть возможность потенциального увеличения ресурсов, необходимых для выполнения указанных мероприятий и работ.

В рамках пятого этапа осуществляется внутренний аудит предприятии, что во многом предполагает анализ текущей ситуации. Этот этап позволяет структурировать все процессы, которые имеют место на предприятии, в понятную иерархию ключевых, основных и вспомогательных процессов с указанием для каждого из них руководителя и участников.

Проект системы менеджмента качества формируется предприятием на шестом этапе. Здесь возникает механизм, который делает возможной реализацию поставленных системой качества целей. Причем этот механизм может анализировать и совершенствовать систему на протяжении всего ее времени существования.

Уже на седьмом этапе начинается непосредственное осуществление деятельности по системе менеджмента качества предприятия. Это проявляется в том, что руководитель высшего звена издает приказ о введении в действие документов системы, что дает начало для выполнения всех мероприятий и процессов по внедрению системы менеджмента качества в предприятии.

На восьмом этапе приходит время проведения внутренних аудитов. Благодаря этому внедряется система действий, которые бы корректировали качество и предупреждали нарушение требований системы менеджмента качества на предприятии. Предприятие проводит самоанализ собственного исходного состояния, основываясь на критериях качества, которые были прописаны в документации системы менеджмента качества.

Работу над постоянным совершенствованием системы менеджмента качества предприятия относят к девятому этапу. Она проявляется в том, что определяется суммарный результат деятельности предприятия в отношении клиента, его удовлетворенность продукцией за счет удовлетворения интересов всех сторон, а также дается оценка полученной финансовой прибыли.

Десятый этап заключается в осуществлении предсертификационного аудита системы менеджмента качества на предприятии. На этом этапе:

  • оценивается сформированность системы менеджмента качества предприятия;
  • проверяется соответствие системы менеджмента качества всем требованиям, которые прописаны в используемых международных стандартах;
  • производится корректировка слабых мест системы, которые были найдены во время проведения аудита.

Финишный, одиннадцатый этап предполагает заключение договора с выбранным сертифицирующим органом и проведение сертификации системы менеджмента качества. Если у предприятия будут иметься соответствующие сертификаты, то это будет официально свидетельствует о полном соответствии ее деятельности международным и отечественным стандартам в области управления качеством, а также об эффективной организации и постоянном совершенствовании процесса изготовления продукции или предоставления услуг.

Таким образом, как показывает нынешняя практика, система менеджмента качества может быть разработана и внедрена на современном предприятии по крайней мере в течение одиннадцати основных этапов. Каждый из этих этапов включает ряд работ и мероприятий, чье последовательное выполнение в конечном итоге может привести к изготовлению высококачественной продукции как главного результата функционирования системы менеджмента качества.

Источник