Органы местного самоуправления и их системы

Понятие органов местного самоуправления 

Под органами местного самоуправления, чаще всего, понимают другие и выборные органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Это такие органы муниципальных образований, местных саморегулируемых территориальных сообществ, которыми они образовываются и перед которыми в обязательном порядке несут ответственность за плохое исполнение своих полномочий и обязанностей.

Органы местного самоуправления имеют следующие особенности:

  • — Они не входят в компанию органов власти государства (этот пункт имеет полное соответствие 12 страницы Конституции);
  • — В случае, когда они наделены иными государственными полномочиями и также могут принимать участие в реализации функций государства, и их функционировании в этом случае будет все под государственным контролем (этот пункт имеет полное соответствие статье 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее— Закон о местном самоуправлении 2003 года) подробно дает определение составу органов местного самоуправления, которые включают в нее основные элементы:
— глава муниципального образования;
— орган представителей муниципального образования;
— орган контроля муниципального образования;
— местная администрация;
— другие органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом.
И при этом наличие представительного органа, главы, местной администрации в системе органов местного самоуправления очень важно и является обязательным.

В данной системе особенное место занято представительным органом местного самоуправления в роли выборного органа, который обладает правом представлять все интересы населения и от его имени принимать решения, которые действуют на всей территории муниципального образования. Названия представительного органа местного самоуправления разнообразны.

Это все зависит от, национальных, исторических и иных традиций, также представительный орган можно называть: 

  • совет, 
  • дума, 
  • сход, 
  • муниципальный совет, 
  • собрание представителей, 
  • собрание, 
  • рада, 
  • джирге, 
  • курултай,
  • круге и т.п.

Основные вопросы органа самоуправления

Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов. Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как: 

  •  утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений; 
  •  утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
  •  отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам; 
  •  принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  •  определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности; 
  •  определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий; 
  •  определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества; 
  •  определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления; 
  •  контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения, 
  •  утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.
Определение 1
Все перечисленные возможности представительных органов представляют собой минимальный, но в то же время не окончательный список их обязанностей и прав. Компетенция представительных органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, в которых в соответствии с законодательством субъектов России они имеют возможность быть расширены (но никоем случае не сужены).

В других ситуациях, когда перечень полномочий весьма обширен, обязанности представительных органов во всей системе органов местного самоуправления существенно увеличивается.

Состав и структура органов самоуправления

Определение 2
Состав представительного органа местного самоуправления представляет собой внутреннее построение органа, определяющее населением по законодательству муниципального образования без чьей-либо помощи. 

Структурными элементами представительного органа местного самоуправления, в большинстве случаев, относят: 

  •  председатель или руководящее звено;
  •  депутатские группы либо территориальные структуры; 
  •  постоянные и временные комиссии либо подразделение функционально-отраслевые; 
  •  политические фракции; 
  •  рабочий аппарат.

Председатель руководит работой представительного органа муниципального образования: созывает и ведет собрания представительного органа; в то же время контролирует и обеспечивает выполнение основных правил представительного органа; ставит подписи на протоколах собраний, заседаний, а так же решений, другие различные документы представительного органа; строго следит за исполнением указов представительного органа; регулирует работу постоянных и иных комиссий; при его помощи решаются и другие вопросы, которые поручены представительным органом или возложены существующим законодательством.

Постоянные комиссии в роли функционально-отраслевых структурных подразделений представительного органа местного самоуправления имеют важное место в составе органа. К основным задачам неизменных комиссий органа представления местного самоуправления относятся данные вопросы: 

  •  разрабатывание предложений, которые будут представлены к рассмотрению на заседании; 
  •  создание проектов, а также заключений решений по вопросам управления представительного органа; 
  •  помощь депутатам и органам самоуправления в их непростой работе по выполнению решений и приказов представительного органа; 
  •  осуществление контроля в рамках возможностей представительного органа по деятельности городской администрации, а также ее структурных и территориальных подразделений, и за действием предприятий, организаций и учреждений по исполнению решений и приказов представительного органа.
Определение 3
Органы местного самоуправления исполнительного назначения — ни что иное, как органы, которые осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции, а также направленные на исполнение законов субъекта России, федеральных законов и местных нормативных актов, которые наделены уставом муниципального образования своей направленности. 

Местная администрации и ее функции

Исполнительный орган местного самоуправления выступает местная администрация или мэрия.

Определение 4
 Местная администрация (в переводе с латинского означает руководство или управление) — это исполнительный орган в составе местного самоуправления, который возглавляется главой администрации или главой муниципального образования

Местная администрация осуществляет представленные организационно-распорядительные функции: 

  •  выполнение законов субъекта России, федеральных законов, а также местных нормативных актов; 
  •  осуществляется создание проекта бюджета и его выполнения; 
  •  происходит управление собственностью, которая принадлежит муниципальной структуре; 
  •  разрабатываются программы социально-экономического развития муниципального образования и их выполнение и т.п.

К составным элементам местной администрации, в большинстве случаев, относятся: 

  •  глава местной администрации, а также его заместители, то есть руководящее звено; 
  •  управления, департаменты, комитеты;
  •  административный аппарат; 
  •  территориальные либо районные структурные организации местной администрации.

Человек, который занимает главенствующую роль в местной администрации контролирует деятельность исполнительных органов муниципального образования по принципу единоначалия. Абсолютно все исполнительные службы местного самоуправления обязаны отчитываться только ему и несут ответственность перед ним. Руководитель местной администрации персонально несет ответственность за эффективную работу исполнительных органов городского самоуправления. 

Основные функции руководителей

Отталкиваясь от устава муниципального образования, руководитель местной администрации исполняет данные функции: 

  • следит за организацией формирования и исполнения бюджета муниципального образования; 
  •  осуществляет руководство напрямую или через органы предприятия, которые находятся в непосредственном подчинении, организациями и учреждениями, которые находятся в муниципальной собственности; 
  •  несет ответственность за обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан и законности;
  •  при его непосредственном участии отменяются правовые акты подотчетных органов управления администрации; 
  •  следит за организацией и разработкой проектов и планов, правовых актов, программ и вносит их на общее рассмотрение представительного органа муниципального образования; 
  •  с его помощью заключают договора, соглашения; 
  •  осуществляет применение мер поощрения, призывает к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, которых сам же и назначает.

Исходя из статьи 37 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководителем местной администрации могут являться: 

  •  руководитель муниципального образования; 
  •  человек, который назначается по контракту, который заключат в результате конкурса на занимание данной должности.

При исполнении конкурса представительный орган муниципального образования отвечает за следующие вопросы: 

  • осуществляет определение порядка проведения конкурса (принимает положение об конкурсе на замещение места руководителя местной администрации); 
  •  определяет состав, а также число членов конкурсной комиссии; 
  • осуществляет подбор членов конкурсной комиссии (к примеру, в муниципальных районах или городских округах могут назначать всего 2/3, а остальная часть назначается только законодательным органом государственной власти субъекта РФ по предъявлению высшего руководящего лица субъекта России); 
  • только он может выбирать лицо, которое претендует на должность руководителя местной администрации исходя из числа соискателей, которые представлены конкурсной комиссией полагаясь на результаты конкурса; 
  •  при его непосредственном участии утверждаются условия контракта либо договора руководителя администрации (определяя примерный контракт, который заключается с руководителем местной администрации); 
  •  определяет состав местной администрации по непосредственному преставлению руководителя местной администрации; 
  •  может выступать основоположником разрыва контракта с руководителем местной администрации.

Высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления выступает глава муниципального образования. 

Согласно статье 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования: 

  • может избираться только на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования только из своей структуры; 
  •  в том случае, когда избрания на муниципальных выборах он или входит в состав представительного органа муниципального образования с соответствующим правом основного голоса и выступает его председателем, или возглавляет местную администрацию; 
  •  в то время, когда избирание представительным органом муниципального образования является главным участником представительного органа муниципального образования; 
  • в то же время нельзя чтобы одновременно быть председателем представительного органа муниципального образования и руководителем местной администрации; 
  •  в случае, когда создание представительного органа муниципального района, взятое из списка представителей выборных органов поселений, является председателем представительного органа муниципального района.

Вот таким образом на местном уровне осуществляется принцип разделения властей. Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, как правило в малочисленных сельских поселениях можно совмещать полномочия председателей представительного органа местного самоуправления и глав местной администрации.

Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования имеет следующие возможности:

  •  он представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, гражданами и организациями, органами государственной власти, без наличия доверенности работает от имени муниципального образования (в то время, когда представительские возможности представляют из себя перечисленные субъекты руководителей муниципального образования имеют право подписывать соглашения, требовать позицию от имени целого муниципального образования, только за исключением предварительно, специально прописанных в уставе муниципального образования либо законодательстве случаях);
  •  может подписывать и обнародовать в порядке, который установлен нормативно правовыми актами, уставом муниципального образования, принятыми представительным органом муниципального образования;
  •  издает в определенных рамках своих возможностей правовые акты;
  •  имеет право требовать организации внеочередных заседаний представительного органа муниципального образования;
  •  обеспечивает разрешение вопросов местного значения.

Все приведенные возможности принадлежат руководителю муниципального образования в независимости от способа, при помощи которого его избрали или от того органа, который он возглавляет. Уставы муниципальных образований увеличивают настоящий список полномочий руководителя муниципального образования, только при учете того, каким органом он руководит — представительным или исполнительным. Руководитель муниципального образования подотчетен и подконтролен всему населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы самоуправления напрямую взаимосвязаны один с другим и также являются единой системой, в которой согласно Закону в полной мере реализован обязательный принцип разделения власти.
 

Источник