Обряд, обрядовая поэзия. Связь календарных обрядов с бытом крестьян

Обряд, обрядовая поэзия. Связь календарных обрядов с бытом крестьян

Обряд, обрядовая поэзия. Связь календарных обрядов с бытом крестьян 1 – Студенты России

Под обрядом понимают совокупность установленных обычаем действий, которые происходят в определенном порядке и связаны с религиозными традициями. Подобные ритуалы проводились в ключевые моменты жизни общества, они оказывали влияние на сознание людей, передавались от одного поколения к другому. Обряды разделяются на несколько типов – календарные, связанные с сельским хозяйством, семейные, связанные с бытом определенной семьи (свадьба, проводы).

Сущность календарной поэзии отражала желание получить хороший урожай, а календарь славян показывал их рабочую, хозяйственную сферу жизни. Мифические представления завязаны на присутствии особенно важных торжеств и календарных ритуалов, которые приходились на период возрождения солнца (праздник Купалы). Торжества второй половины года, особенно осенью, редко сопровождались ритуалами, потому что урожай был уже собран.

Все ритуалы проходили вместе с обрядовыми песнями, которые обладали своими отличительными характеристиками:

  • Элемент заклинания;
  • Воздействие людей на природу;
  • Одинаковый стиль исполнения.

Круглов в своих трудах определил ритуальные, заклинательные, величальные, игровые и лирические песни. Их задача – создать ритуал, поведать о том, что он правильный. Базой календарных песен является колдовство и заклятья для защиты от враждебной силы и обеспечения народа определенными благами.

Празднование Нового года начиналось в конце декабря-января, открывалось колядками. Колядки – праздничная песня-заклятье благополучия в наступающем году. Колядники, которыми выступала молодежь, собирались в небольшие компании и ходили от одного дома к другому, исполняя песни для хозяев. В святки было принято играть, гадать и исполнять подблюдные песни. Гадали обычно на удачу или неудачу, урожай, здоровье, брак, замужество, будущего жениха.

Масленица – весеннее торжество, которое слегка отошло от весеннего периода к зимнему в большей степени из-за церковного поста, который запрещал любые гуляния в течении семи недель перед пасхой. Замена веселий на неделе отразилась в названиях дней недели Масленицы.

Понедельник называли встречей, тогда сооружали чучело масленицы, песня, которую тогда исполняли – первый тип масленичных песен. Вторник величали заигрыши, тогда начинались различные развлечения и катанья. Стоит сказать, что масленица – торжество, в основном, для замужних, а святки – для холостых. Среду называли – лакомка, в этот день в домах начинали угощать блинами. Четверг величали разгулом, пятницу – тещиными вечерами, а субботу – золовкиными посиделками, воскресенье – прощенным воскресеньем и именно в этот день сжигали чучело масленицы, пускали его по воде.

С 25 марта начиналось исполнение песен-веснянок, которые были приклочкой ранней весны. Зачастую эти песни пели дети, они носили ритуальный характер. Веснянки чем-то похожи на егорьевские песни. 23 апреля впервые выгоняли скот, таким песням свойственно много заклятий и заговоров. Последним праздником весны была семицкая неделя, которая начиналась на седьмую неделю после пасхи, ее называли семик или русальная неделя. Все ритуалы, проводимые в этот период, носили аграрный замысел, в эти дни все уходили в рощи и леса собирать травы.

В ночь на 24 июня праздновали Ивана Купала, который отличается двоеверием. Языческий ритуал приходился на день Святого Иоанна Крестителя, в этот период солнце поворачивало на зимний путь. В купальскую ночь на берегах рек или озер разводили костры, который выступал в качестве символа июньского лета. После празднования Ивана Купала торжества прекращаются почти до осени, полевые работы завершались сбором урожая. Тогда исполняли жнивные песни, которые часто несут заклинательный характер, они передают настроение и ощущения людей.

Источник