О ценностях жизни сквозь призму культуры: Швейцер, Иоанн Францисский


О ценностях жизни сквозь призму культуры

Высказывания Швейцера о ценности жизни и культуры

Определение 1

Под ценностью понимают важность, значимость, пользу или полезность чего-либо. В философии ценность указывает на личностную, социально-культурную значимость некоторых объектов или явлений.

Жизнь принято рассматривать как неповторимый дар человеку от создателя, она очень хрупкая и уникальная. Жизнь может быть очень быстро прервана. В каждом периоде истории были моменты, полные жестоких событий. К примеру, известный русский поэт А. С. Пушкин писал о своей эпохе, что она представляет собой ужасный век и ужасные сердца. Интересно, что так можно сказать практически о каждом историческом периоде — не важно, Средние века это или 20-й век с его многочисленными войнами.

Человек не сразу осознал ценность жизни: им был пройден большой путь в осознании этого ценного и уникального дара. Известный немецко-французский философ Швейцер — автор формулы «благоговения перед жизнью». По его мнению, простой человек, испытывающий благоговение от проявлений жизни в природе, получает большие знания, чем ученый, безэмоционально проводящий различные испытания и исследования в природе. В своих трудах ученый рассказывал историю из детства: соседские ребята позвали его на колокольню стрелять по воробьям. В момент, когда будущий ученый уже хотел стрелять, он услышал благовест, который он расценил как знак. Это событие настолько его поразило, что после этого он стал по-другому смотреть на жизнь и воспринимать ее как ценный и уникальный дар.

Ученый говорил о том, что если человек стремится любым способом помочь жизни и избегает причинения вреда, то он является высоконравственным человеком. При этом такой человек не думает о том, сможет ли эта жизнь ответить ему благодарностью за помощь, заслуживает ли она его усилий. Человек с высоко моральными качествами считает любую жизнь священной: ценностью является как человеческая, так и жизнь небольшого насекомого.

Люди с высокими нравственными качествами испытывают благоговение перед жизнью, а когда они спасают кого-то, то им нестрашно осмеяние. Ведь осмеять можно любую ценность еще до того, как она будет признанной.

По мнению немецкого социолога и философа Э. Фромма, любовь к жизни — естественное чувство любого здорового человека. Он считал, что человек должен любить жизнь, что является главной добродетелью (а печаль и недовольство — главные грехи). Человеческая жизнь стремиться ко всему живому и страшиться всего мертвого. При этом, такая любовь к жизни и сочувствие чужой боли свойственно не всем культурам.

Ценность жизни в учениях Иоанна Францисского

В статье «О тайне человеческой жизни» Иоанн Францисский говорил о бытие, которое волновало Америку в 1950-х годах. В то время врач, испытывая жалость к неизлечимо больной пациентке, прервал ее жизнь с помощью специальной инъекции. Интересно, что нашлось довольно много людей, которые посчитали такой поступок довольно гуманным. При этом принять такое действие на законодательном уровне оказалось невозможным, так как в будущем это могло бы стать причиной того, что людей стали бы умерщвлять не только из гуманных побуждений. В этом же труде философ говорил о том, что для человека всегда будет важно руководствоваться идеями экономической целесообразности, расовой чистотой. По его мнению, всегда найдется что-то лишнее, от чего неплохо было бы избавиться.

Как ценность жизни воспринимается в разных культурах

В настоящее время сложно не согласиться с мыслью, что ценность жизни является неоспоримой. Если на нашей планете не будет жизни, то не будет и всего остального. Люди просто перестанут существовать как вид, если они не будут думать о том, что наивысшая ценность — это жизнь. При этом важно отметить, что отношение к ценности жизни в разных культурах различается. При неоспоримой ценности жизни, некоторые люди понимают, что бессмертие не станет для них благом и наивысшей ценностью. Есть культуры, где бессмертие — это наказание. Есть культуры, где люди верят в реинкарнацию, поэтому многие из них специально прерывали свою жизнь, чтобы воплотиться в новой.

Вот у античных греков было иное восприятие жизни. По мнению Ницше, большее внимание эллины уделяли земным скорбям. Перед глазами у них всегда был только пессимистический исход событий, поэтому смысла жизни для них не было тоже, она теряла свою ценность.

Русский писатель и литературовед В. В. Вересаев не так интерпретировал мироощущение эллинов: он пришел к выводу о том, что для греков земля была полна красоты, а сама жизнь была прекрасной и божественной.

Вполне допустимо, что в античности жизнь понимали как короткое и необычное благо. А вот спустя время отношение к ней изменилось: она стала пониматься как что-то маленькое в огромной Вселенной.

Бессмертие как цель или наказание

Западноевропейский христианский персонаж Агосфер иллюстрирует нам концепт бессмертия как кары. Согласно сюжету, во время пути на Голгофу, Иисус нес крест и попросил у Агосфера немного отдохнуть, на что тот ему ответил, чтобы он шел дальше. Жестокое сердце Агосфера было наказано: он не смог обрести покой в могиле и скитался по миру, ожидая второго пришествия Христа.

Этот сюжет Библии и разнообразные его вариации отражены в искусстве. К примеру, упоминание этой легенды есть в источниках литературы начиная с 18 века. Образ Агосфера стал своего рода фантазией деятелей искусства. С ее помощью художники смогли перейти от экзотических сюжетов к показу бессмысленности и обреченности существования человека.

Аргентинский писатель Борхес стал автором современной интерпретации этой легенды — об этом он написал в своей работе «Город бессмертных». Основой многих религий было, в основном, отношение человеческой жизни и смерти. В человеческом понимании смерть — это не только то, что можно понять в зрелом возрасте, но и то, с чем человек сталкивается постоянно. Человеческая жизнь — это борьба за право на существование.

Множество религий интересуются вопросом преодоления смерти. Сделать это можно разными способами. Одни считают, что смерть преодолевается перерождением души, другие говорят о том, что человеческая душа, в отличие от тела, является бессмертной, а третьи стали думать о воскрешении человека.

Проблемы жизни и смерти — ключевые вопросы человеческого бытия.