Новая или количественная школа управления

Общая характеристика новой (количественной) школы управления

Определение 1

Новая или количественная школа управления – это школа, чье появление стало следствием развития количественных методов, применяемых в обосновании управленческих решений, которая предусматривает использование в управлении методов кибернетики, математики, статистики, теории вероятности и компьютерных технологий.

В 1960-х начались разработки управленческих концепций, базирующиеся на применении математического аппарата. Стали применяться новые элементы планирования внутри компаний:

  • имитационные модели для принятия решений,
  • инструменты анализ в условиях неопределенности,
  • математическое обеспечение для принятия управленческих решений.

Представители количественной школы внесли вклад в развитие менеджмента как науки:

  • углубили понимание сложности проблем управления за счет использования разнообразных математических моделей,
  • развили возможности использования количественных методов для оказания поддержки в принятии решений.

Разработки Рассела Акоффа в рамках количественной школы управления

Рассел Акофф – исследователь, внесший значительный вклад в становление новой школы управления. Ученый отстаивал следующие базовые положения:

  • необходимость активно участвовать в управлении,
  • роль креативного подхода,
  • потребность в улучшении будущего,
  • требование «планировать или быть планируемым».

В 1950-1960-х Р. Акофф занимался вопросами исследования операций. К этому периоду принадлежат такие его труды, как:

  • «Введение в исследования операций» (1957 г.),
  • «Руководство менеджера по исследованию операций» (1963 г.),
  • «Основы исследования операций» (1968 г.).

Эта трилогия, содержащая описание принципов исследования операций, подчеркивает значение привлечения смешанной команды исследователей. В каждой организации имеет место внутреннее многообразие, и такая же степень многообразия должна проявляться в команде исследователей.

Р. Акофф утверждал, что методы исследования операций лучше всего подходят для решения проблем при механистическом или машиноподобном поведении. Однако во времени наблюдается трансформация стоящих перед менеджментом задач. Если после Второй мировой войны исследование операций успешно применялось в условиях всплеска спроса на товары и услуги и соответствующей реакции производителей, то в 1960-х возник избыток производственных мощностей, и предприятия сконцентрировались на создании новых потребностей у покупателей. Исследование операций оказалось неспособно отвечать новым потребностям. Это обусловило переход ученого к изучению интерактивного планирования.

Одним из результатов многогранной деятельности Р. Акоффа стала разработка метода интерактивного планирования. Целью интерактивного планирования является помощь членам организации в разработке основ их собственного будущего и поиске путей его достижения. В этом методе ставится вопрос: что мы можем сделать, чтобы сейчас создать свое желаемое будущее, а не просто предугадать, каким оно будет. При этом основные препятствия, по мнению автора концепции, содержатся не в самой проблеме, а в создании членов организации – и применение интерактивного планирования позволяет их растворить.

Еще одна разработка Р. Акоффа – теория циркулярной организации. Это структурное понятие, отражающее разновидность демократической иерархии. Циркулярная организация поощряет активность со стороны сотрудников в вопросах определения возможности вовлечения их в организационную работу.

Работы Р. Акоффа имеют теоретическое и практическое значение. Кроме того, они написаны остроумным и смелым языком. Ярче всего это проявилось в книге «Мифы Акоффа» (1991 г.), содержащей короткие рассказы о личном опыте людей.

Разработки Стаффорда Бира в рамках количественной школы управления

В фокусе внимания Стаффорда Бира были кибернетические аспекты исследования операций и научные методы управления. Его важнейшие работы:

  • «Кибернетика и управление» (1959 г.),
  • «Принятие решений и контроль» (1966 г.),
  • «Наука менеджмента» (1968 г.).

С. Бир утверждал, что для того, чтобы исследование операций и научные методы управления были эффективны на практике, требуется комплексно и научно описать ситуацию. В данном подходе подразумевается, что системой управляют не по частям, а в целом. В рамках такого целостного управления все потенциальные возможности развития компании учитываются совместно, что позволяет разработать план более высокого порядка. В такой разработке используют многопрофильные группы специалистов, поскольку заранее нельзя предугадать, знания из каких научных областей будут востребованы.

Работа специалистов по научному управлению должна начинаться с определения границы проблем. Иногда место нахождения проблемы не совпадает с местом проявления ее симптомов. При реализации командного подхода проблемная ситуация исследуется в целом. Чаще всего при этом проводятся консультации, выходящие за пределы подразделения. Исследование операций и научное управление не поощряют мышление в рамках узких ведомств. Сначала для проблемы формулируется пробное определение, производится сбор и сопоставление фактов и исследование подходящих видом действий. При проведении такого анализа используются оценки вероятности наступления разных событий, рисков и возможных выгод. Это позволяет более точно определить проблему. Затем проводится командное обсуждение, результатом которого становятся обоснованные, разумные и точные решения.

С. Бир разработал «модель жизнеспособной системы», которая отражает, как должна вести себя эффективная организация. Эта модель применима не только к социальным системам, но и к биологическим. В рамках модели устанавливаются принципы, следование которым делает систему достойной выживания. Такими принципами являются:

  • обучаемость,
  • управляемость,
  • способность к развитию и адаптации.

Модель жизнеспособной системы соответствует организации, построенной на пяти основных управленческих функциях:

  1. осуществлении операций,
  2. координации,
  3. контроле,
  4. интеллектуальном развитии,
  5. выработке политики.

С. Бир полагает, что для организаций ключевым является вопрос о законах взаимосвязи, реализуемых в виде контуров управления и передачи информации.

Источник