Немецкое управление качеством

Формирование системы управления качеством в Германии

Замечание 1

Основа немецкого качества – это высокая квалификация рабочих, ответственное отношение к труду. Надежность продукции – результат налаженной системы обучения в производственной среде «мастер — ученик», или система досконального обучения профессиональным навыкам. Прежде чем стать мастером, нужно выдержать экзамен, получить лицензию. У некоторых на это уходят годы, но стимулом является социальный статус мастера, престиж мастера выше даже некоторых профессий интеллектуальной деятельности, его зарплата. Далее можно вырасти по служебной лестнице до руководителя участка или цеха, к мнению мастера прислушивается руководитель.

По этой причине способные ученики идут в профессиональные школы и качество рабочих в Германии выше, чем в других странах Европы и США. В Германии ученики после начальной школы сдают экзамены, кто выдержал экзамен, продолжают учиться в гимназии, другие же – в средней школе. Всегда есть возможность перейти в гимназию, а потом поступить в университет, после окончания средней школы — перспектива стать мастером. Обучение во многих вузах Германии бесплатное, что дает возможность способным детям получить образование. По этой причине в Германии высокий уровень подготовки рабочих и руководителей.

Качество продукции до 80х годов обеспечивалось за счет:

  • тщательного изготовления,
  • контроля продукции,
  • постоянного обновления средств производства, продукции,
  • высокой квалификации работающих,
  • мотивации работающих.

Далее повышение качества перенесли с производства на этап проектирования. Где учитывались методы уменьшения возникновения дефектов на производстве (предотвращение ошибок, проведение испытаний, устранение дефектов), так как чем раньше выявлена ошибка, тем дешевле ее устранение. Средства, которые тратят на предотвращение возникновения дефектов, составляют примерно 5 % от суммы всех расходов, при этом умеренное повышение этой статьи расходов ведет к снижению стоимости качества за счет трат на исправление ошибок.

Замечание 2

Главный принцип в управлении говорит о том, что для дорогостоящего производства должна быть надежная система обеспечения качества.

Оптимизацию расходов на качество производят, учитывая себестоимость готового изделия.

Цель изготовителя:

  • цена на готовую продукцию устраивается, учитывая конъюнктуру рынка
  • продукция поступает на прилавки в установленные сроки
  • качество продукции отвечает требованиям рынка.

Подразделение контроля качества

Служба качества состоит из подразделений:

  • обеспечивающего качество,
  • контролирующего качество,
  • содействующего качеству.

К функциям этих подразделений относятся:

  • планирование качества, проектирование средств проверки
  • управление качеством в процессе производства;
  • сбор информации о качестве, сведений о затратах.

У подразделения контроля качества имеется лаборатория для проверки качества. Например: испытание материала, проверка опытного образца, контроль надежности, серийные испытания по входному контролю, контрольным исследованиям во время производства и на выходе. Подразделение, которое содействует качеству, проводит обучения, повышает мотивацию и квалификацию работников, решает специальные задачи. В управлении большую роль играет принцип делегирования ответственности. В немецком варианте-закрепление её за конкретным лицом, разделение ответственности за исполнение и руководство, определяя области ответственности, причем в первую очередь-область ответственности руководителей.

Государственное регулирование качеством

Важная роль отводиться государственному методу регулирования качества через законодательство. Существуют законы по стандартизации и сертификации качества:

  • соглашение между ДИН и федеральным правительством от $1979$ года,
  • закон об обеспечении безопасности технических средств от $1968$ года,
  • закон об охране окружающей среды от $1974$ года,
  • закон о продуктах питания и товарах массового потребления от $1974$ года,
  • закон об измерительном деле от $1985$ года,
  • закон по метрологии о единицах измерений и о поверке от $1985$ года.

Задачи функциональных подразделений

Замечание 3

Нормы, правила, системы стандартов остаются стабильны длительное время, пересматриваются, примерно раз в пять лет, внедряются в производство только после комплексной переработки, переподготовки персонала, которая может длиться около двух лет. Система по обеспечению качества многопрограммная, от правильного выбора и метода внедрения которых зависит успех. Перед функциональными подразделениями ставятся конкретные задачи.

  • Отдел сбыта – учитывает требования рынка при производстве, создает обратную связь через службу сервиса для получения информации о эксплуатации продукции.
  • Проектно-конструкторский отдел — после проверки качества, надежности , передает изделие производству.
  • Подразделение по планированию производства –оснащает производство технологической документацией, оборудованием, для обеспечения высоких показателей качества, планируют контроль качества.
  • Отдел снабжения — закупает высококачественные комплектующие изделий, узлов.
  • Производственные службы – отвечают за качество исполнения, осуществляя контроль серийного производства.
  • Коммерческий отдел обеспечивает упаковку, складирование, транспортировку.
  • Руководство- принимает решение по инновациям, кадровым вопросам, тем самым влияя на качество.

Специфика немецкого управления качеством

Выделим особенности немецкого управления качеством:

  • Персонал высокой квалификации, что связанно с системой обучения, лицензирования.
  • Четкая система требований к качеству на государственном уровне, стабильность действующих стандартов (не менее пяти лет)
  • Принцип делегирования ответственности, что позволяет привлечь к обеспечению качества весь коллектив.
  • Постепенное внедрение программ в области качества.
  • Автоматизация производства и менеджмента, что уменьшает значение субъективных факторов.

Источник

Поделитесь ссылкой: