Национальная модель менеджмента: сущность понятия

Определение 1

Национальная модель менеджмента – это целостная совокупность управленческих отношений на типичном предприятии той либо иной страны.

В литературе можно встретить утверждение, что менеджмент в современных условиях интернационализируется, утрачивает свою самобытность как часть экономической деятельности в рамках конкретной страны. Однако имеются и национальные особенности управления организацией. Их значение для менеджера определяется следующими причинами:

  • между многими организациями, расположенными в разных государствах, устанавливаются тесные экономические связи. В процессе взаимодействия неизбежно возникают проблемы, обусловленные разными традициями, разными культурными и национальными особенностями,
  • топ-менеджеры нередко меняют страну пребывания – особенно если они работают в транснациональных корпорациях (в таком случае переход может производиться в рамках одной фирмы). Закономерно, что, чтобы управлять людьми, надо иметь представление о том, как принято себя вести в этой стране, как строить отношение с руководителями, коллегами и подчиненными.

Знание национально-исторических факторов, определяющих модель управления, важно для менеджеров (особенно высокого уровня). Оно позволяет оценить, есть ли возможность сочетать элементы разных культур в рамках корпорации, и как реализовать взаимодействие между компаниями.

Для оценки культурно-исторических факторов были разработаны многофакторные модели. К примеру, пятифакторная модель Хофстида включает:

  • дистанцию власти. Этот параметр определяет, насколько сильно неравенство между людьми, допускаемое населением данной страны. При низком уровне дистанции власти имеет место относительное равенство, а при высоком – напротив, существенное неравенство,
  • индивидуализм. Этот параметр определяет, насколько население страны предпочитает действовать как группа (коллектив), а насколько – как самостоятельная личность,
  • мужественность. Этот параметр выражает меру настойчивости, веры в успех в конкурентной борьбе, уверенности в работе,
  • стремление к избеганию неопределенности. Этот параметр показывает, насколько жители данной страны предпочитают ясные и четкие правила, структурированные ситуации неструктурированным, исход которых непонятен, а правила неясны,
  • ориентация на долгосрочное развитие. Этот параметр характеризует, насколько люди привержены постановке и реализации целей на долгосрочную перспективу или поиску сиюминутных успехов.

В модели Г. Лейн и Дж. Дистефано учитываются шесть факторов:

  • отношение людей к природе,
  • ориентация человека во времени,
  • мнение о человеческой природе,
  • ориентация на деятельность,
  • межличностные отношения,
  • пространственная ориентация.

В этих моделях предполагается, что каждая из переменных имеет национальную вариацию. Она определяет развитие организационного менеджмента в этой стране.

Основные национальные модели менеджмента

Хотя национальных моделей менеджмента существует довольно много, из них выделяется несколько наиболее ярких.

Азиатская (японская) модель. Для этой модели характерно глубокое доверие между партнерами, вплоть до родственных и дружеских отношений между руководителями взаимодействующих компаний. Большое внимание уделяется атмосфере в коллективе, которая формируется путем сочетания неформальных и формальных факторов организации труда. При проведении переговоров сначала достигается доверие в взаимопонимание, и лишь после этого выполняется переход к собственно деловому разговору. Обсуждение ведется медленно, с перерывами. В основе менеджмента лежат принципы коллективизма и лояльности компании (вплоть до реализации системы пожизненного найма, когда человек всю жизнь работает на одном предприятии, развиваясь в его рамках).

Американская модель. Переговоры в американских традициях отличаются прямолинейностью (вплоть до натиска). Долгие отступления не приняты, сразу выполняется переход к сути вопроса, причем вопросы подвергаются прагматической классификации и последовательному решению. Невозможно представить американские переговоры без участия юристов с обеих сторон: огромное внимание уделяется соблюдению нормативных актов, законов, положений, пунктов соглашения. Согласие между партнерами, доверие – второстепенные вопросы. В национальном менталитете американцев закреплена способность бороться до конца за признание своего превосходства, выпячивание своей исключительности, битва за лидерство, активность, энергичность и индивидуализм.

Европейская модель менеджмента, включающая в себя модели нескольких стран. Однако по мере осуществления европейской интеграции, формирования Евросоюза и усиления связей между странами происходит сближение моделей. В целом для него характерна индивидуальная ответственность, разграничение деловых и личных отношений, слабая преданность рабочему месту. В английской модели издержкам производства уделяется повышенное внимание, активно разрабатываются новые наукоемкие изделия, технологические процессы по большей части гибкие, новые процессы быстро внедряются. Ключевыми чертами немецкого менеджмента являются дальновидность, дисциплинированность, двойное управление компаниями (со стороны правления и наблюдательного совета, причем никто не сочетает должности в обеих структурах). В шведской (скандинавской) модели жесткий контроль практически отсутствует, управление децентрализованное и демократичное, а анализ проводится в основном по качественным характеристикам. Во французской модели, руководители сильно десантированы, в управлении высока степень индивидуализма, а при анализе преобладают количественные методы. В итальянской модели распространен семейный бизнес, в приоритете неформальное взаимодействие.

Источник