Направления маркетинговой деятельности

Сущность, принципы и направления реализации маркетинговой деятельности

В общем смысле под маркетинговой деятельностью следует понимать целенаправленную деятельность фирмы по решению задач в области маркетинга, перед ней стоящих. В более узком смысле ее принято отождествлять с комплексом маркетинговых мероприятий, реализация которых ориентирована на изучение рынка, формирование и удовлетворение спроса его участников с целью извлечения прибыли как результата коммерческой деятельности.

Маркетинговая деятельность в той или иной форме присутствует в любом бизнесе. Она функционирует и развивается под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды, которые не всегда оказывают однозначное влияние на ее результаты.

Как управленческий процесс, маркетинговая деятельность подвергается планированию, контролю и оценки, в основе которой лежат количественные и качественные методики. Реализуется маркетинговая деятельность как специально созданными службами (отделами) маркетинга, так и отдельными специалистами организации. В некоторых случаях ее функции могут быть переданы на аутсорсинг сторонним организациям.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍

Попробовать

Замечание 1

Основными принципами реализации маркетинговой деятельности считаются комплексность, системность и клиентоориентированность. Именно потребители, их нужды и запросы лежат в основе формирования и реализации стратегии и тактики маркетинга.

Маркетинговая деятельность ориентирована в первую очередь на обеспечение коммерческой эффективности рыночного хозяйствования фирмы посредством эффективного удовлетворения потребностей рынка в товарах и услугах, производимых фирмой. Основными направлениями ее реализации являются:

  • организация и проведение маркетинговых исследований;
  • анализ внешней и внутренней среды маркетинга;
  • формирование и разработка стратегии и тактики маркетинга;
  • формирование структур маркетинговых служб;
  • обеспечение реализации базовых элементов маркетингового комплекса;
  • организация контроля маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.

Каждое из представленных выше направлений маркетинговой деятельности по-своему важно для бизнеса. Упущение хотя бы одного из них может стать серьезным препятствием на пути рыночного развития фирмы. Рассмотрим их более подробно.

Характеристика основных направлений реализации деятельности фирмы в области маркетинга

Важнейшим направлением маркетинговой деятельности считается проведение маркетинговых исследований, анализ и оценка внешней и внутренней среды маркетинга. Данные направления маркетинговой деятельности связаны изучением рынка и его структурных компонентов, определением базовых тенденций и перспектив его развития, анализом спроса и предложения, оценкой внутреннего потенциала субъекта хозяйствования, определением возможностей и угроз его внешнего маркетингового окружения. Практическая значимость данных направлений маркетинговой деятельности заключается в формировании за их счет информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений и разработке на их основе стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективности рыночной деятельности играет выбор и содержание стратегии маркетинговой деятельности фирмы. Свое отражение в ней находят основные векторы и цели развития маркетинга, детализация и конкретизация механизмов достижения которых обеспечивается посредством тактического маркетингового планирования. Благодаря этому бизнес обеспечивает свое целенаправленное и управляемое развитие, в основе которого лежит эффективное использование сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз ее внешней маркетинговой среды.

Еще одним направлением маркетинговой деятельности выступает организация и построение структуры маркетинговых служб. Данное направление маркетинговой деятельности носит по большому счету организационно-управленческий характер. Наиболее развито оно в крупных предприятиях, имеющих собственные маркетинговые подразделения и службы.

Основным направлением маркетинговой деятельности традиционно считается обеспечение реализации базовых компонентов маркетинг-микса, наиболее широко известного в рамках модели «4-Р» (рисунок 1).

Комплекс маркетинга «4-Р» и его компоненты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Комплекс маркетинга «4-Р» и его компоненты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В рамках направления реализации комплекса маркетинга предусмотрена необходимость построения, реализации и корректировки (в случае необходимости) следующих видов маркетинговых политик:

  • товарная (продуктовая) политика;
  • ценовая политика;
  • политика в области сбыта и распространения продукции;
  • политика рыночного продвижения товаров и услуг фирмы.

Замечание 2

Данные направления маркетинговых политик считаются базовыми и носят системообразующий характер. Без них достижение эффективности рыночной деятельности хозяйствующего субъекта практически невозможно.

Помимо прочего в отдельную группу маркетинговых стратегий выделяется коммуникационная стратегия маркетинга. В общем смысле она представляет собой стратегию формирования положительного имиджа объекта коммуникации, стимулирования рыночного спроса и сбыта. Ее основополагающей целью выступает обеспечение стабильности и эффективности деятельности фирмы по реализации ее продукции и удовлетворению потребностей целевой группы клиентов.

Наконец, весьма важный и порой недооценённым направлением маркетинговой деятельности выступает организация контроля маркетинга и оценка его эффективности. В рамках данного направления обеспечивается проведение мониторинга за процессом реализации общей стратегии маркетинга и отдельных его политик. В случае необходимости принимаются меры по их корректировке (особенно при изменении внешних условий хозяйствования). Весьма важную роль играет оценка эффективности маркетинговой деятельности. В частности, она позволяет ответить на вопросы касательно степени достижения стоящих перед бизнесом целей и задач в области маркетинга, последствий реализации комплекса маркетинговых мероприятий, а также их влиянии на рыночные позиции фирмы и результаты ее деятельности.

Источник