Понятие мотивации

Определение 1

Мотивация как функция управления – это процесс побуждения себя или другого человека осуществить деятельность для того, чтобы достичь личную цель или цель организации.

Мотивация как функциональная составляющая управления приобретает все большую актуальность. Мотивация тесно связана с такими понятиями, как мотив и стимул.

Определение 2

Мотивом называют внутреннюю причину, которая побуждает человека осуществлять какие-либо действия.

Мотивы в совокупности образуют сложный психологический комплекс, который характеризует личность индивида и предопределяет реализуемое им поведение. Каждое конкретное действие человек осуществляет в связи с внутренними причинами, побуждениями, потребностями, интересами и ожиданиями.

Определение 3

Стимулом называется внешнее побуждение человека к совершению тех или иных действий.

К стимулам относятся внешние воздействия разного характера, в частности:

  • политического,
  • экономического,
  • правового.

Не любое внешнее воздействие, оказываемое на человека, может быть признано стимулом, а только то, которое соответствует его мотивам. Человек, получив стимулирующий импульс из внешней среды, пропускает его через психику, после чего происходит соотнесение его с интересами, потребностями, желаниями, ожиданиями, возможностями. Понятые и усвоенные стимулы трансформируются в мотивы деятельности.

Таким образом, мотив и стимул – это не синонимы:

  • мотивы представляют собой внутриличностное состояние, которое побуждает человека действовать,
  • стимулы представляют собой внешнее воздействие.

Стимулы могут:

  • полностью совпадать с интересами и потребностями человека,
  • частично совпадать,
  • иметь совершенно разнонаправленный характер.

Мотивация в управлении заключается в том, чтобы побудить человека осуществлять ту или иную деятельность с помощью действующих или формирования новых мотивов. Чтобы мотивировать, необходимо понять внутреннее состояние индивида, на которого планируется воздействовать, и побудить его самостоятельно выбрать действия. У каждого человека имеется собственная внутренняя структура мотивов, формирующаяся по мере его взросления и развития. В первую очередь мотивы опираются на потребности, поэтому мотивацией так сложно управлять. У каждой личности набор мотивов свой, уникальный и неповторимый, унифицировать их невозможно. Кроме того, людям присущи интересы, отражающие желание менять структуру потребностей в соответствии с представлениями об идеальном образе жизни.

Мотивация позволяет подтолкнуть деятельность изнутри, а стимулирование – привлечь ее извне через возможность удовлетворения потребностей. Стимулировать – значит создавать такие условия, которые бы побудили человека совершать определенные действия, заинтересовали его в проявлении инициативы. Менеджеры могут использовать как стимулы, так и мотивы в целях получения запланированного результата.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Виды мотивов и мотивации

Мотивация определяется потребностями, ожиданиями и восприятием работниками справедливой меры вознаграждения за осуществленные действия. Основные виды мотивов:

  • мотивы побуждения, которые активизируют человека совершать действия (истинные мотивы),
  • мотивы суждения, которые открыто признаются, провозглашаются и позволяют объяснить поведение самому себе и окружающим,
  • мотивы тормоза, которые удерживают от совершения определенных действий.

В реальности деятельность человека обосновывается не одним мотивом, а их совокупностью, или мотивационным ядром. На структуру мотивационного ядра влияют конкретные условия, в которых человек выбирает поведение.

Основные виды мотивации как состояния и процесса:

  • внутренняя мотивация, которая определяется значимостью и содержанием работы. Если человеку интересно, он может реализовать свои природные склонности и способности, это превращается в сильнейший мотив к продуктивному и добросовестному труду. Кроме содержания деятельности, мотивом может стать соответствие работы убеждениям человека, ее полезность для общества или группы людей. При оценке значимости своей работы человек учитывает мнение окружения, престижность деятельности и сферы,
  • внешняя мотивация, реализуемая в двух формах – административной и экономической. По сути, внешняя мотивация представляет собой стимулирование. Сущность административной мотивации состоит в том, что работа выполняется по прямому принуждению (команде, приказу) с применением санкций в случае нарушения действующих норм. Экономическая мотивация базируется на побуждении через стимулы экономического характера.

Основные формы, в которых воплощается мотивация:

  • по статусу. Она основывается на интегральной оценке работы сотрудника и учитывает отношение к работе, квалификацию, качество труда и ряд других параметров, зависящих от специфики деятельности организации в целом и индивида в ней,
  • по результатам. Она применяется для должностей и профессий, допускающих точное определение и выделение результатов деятельности отдельного сотрудника или группы сотрудников. При этом вознаграждение определяется результатами выполнения конкретных работ или их относительно обособленных этапов.

Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и в которой протекала его деятельность. В общем плане мотивы поведения человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые — семьи, коллектива, общества.

Источник