Монопольное ценообразование

Монопольное ценообразование

1. Что такое монопольное ценообразование
2. Как происходит монопольное ценообразование

Монопольное ценообразование 1 – Студенты России

Что такое монопольное ценообразование

Определение 1
Монопольное ценообразование – это установление цен предприятиями-монополистами.

Характерным показателем такого вида ценообразования выступает то, что цена при нем формируется на уникальный товар, которому нет аналогов на рынке. Предприятие-монополист в этом случае не берет во внимание все те факторы, которые учитываются остальными. Например, уровень конкуренции на рынке.

Учитывают монополисты следующие аспекты:

  • уровень вмешательства государства (контроль цен);
  • потребительская способность покупателей;
  • производственные факторы, которые влияют на себестоимость выпускаемой продукции.

Предприятия-монополисты, по сути, самостоятельно формируют цены на свои товары, учитывая потребительские законы в особенном порядке.

При реализации товара закон рыночной цены применяется исходя из массового предложения. Предприятиями специально сокращается предложение, что образует искусственный дефицит. Из- за этого цена товара возрастает, то есть растет цена предложения.

Замечание 1
Примером этого служит ситуация. Когда на территории России искусственно было сокращено предложение моторного топлива, а в последствии цены на бензин значительно возросли. Существовал повышенный спрос на бензин, что привело к росту цены.

Если компанией-монополистом избран такой путь формирования цены, то не следует забывать о возможных потерях, связанных со снижением объема реализации. В этом случае компанией-монополистом преследуется цель покрытия ростом цены возможных убытков от уменьшения объема торговли и при этом принесение прибыли.

Как происходит монопольное ценообразование

Для такого вида ценообразования характерно наличие перечня характерных особенностей.
Реализация товаров предприятия-монополиста происходит в условиях неидеальной конкуренции, отсутствует влияние на цену спроса и предложения.

Предприятие самостоятельно формирует цену, учитывая покупательскую способность и определенные законодательные ограничения. Из-за этого предприятие имеет возможность ценой свободно манипулировать. Уровень этой свободы напрямую связан с тем, существуют ли на рынке заменители предлагаемого товара.

Монопольная цена вынесена в отдельную категорию, формируется она с учетом определенных правил. Специфика ее в сознательном отклонении от реальной цены из-за уникальности выпускаемой продукции по каким-либо характерным чертам. Формирование монопольной цены не происходит на рынке. Она устанавливается непосредственно компанией. При этом предприятие получат сверхприбыль от потребителей, которые платят завышенную цену из-за уникальности товара.

На расчет такой цены влияют такие показатели:

  • средний размер прибыли, которую извлекает компания-монополист с учетом вольного движения капитала процессе межотраслевой конкуренции;
  • размер обычной сверхприбыли, которую компания-монополист получает при внедрении новшеств;
  • размер монопольной сверхприбыли при злоупотреблении монопольным статусом.

Также характерной чертой монопольной цены является то, что их размер значительно выше общественной стоимости товара или возможной равновесной цены. Это прослеживается при повышении цены на товар при искусственном дефиците на него.

Замечание 2
В монопольном ценообразовании заложена опасность для всей экономики из-за возможного нарушения баланса и равновесия рынка. Для предупреждения такой ситуации государство создает антимонопольные программы, которые занимаются контролем цен.

Источник