Модели ценообразования

Модели ценообразования

1. Что такое ценообразование
2. Модели ценообразования

Модели ценообразования 1 – Студенты России

Что такое ценообразование

Определение 1
Ценообразование – это процесс установления цены на услуги и товары, которые реализовывает организация или предприятие.

Процесс ценообразования достаточно сложный, при котором проводится глобальный анализ и учет всех факторов, влияющих на образование цены. Эти факторы разделяются на внутренние и внешние.

К внешним относятся:

  • положение рынка (соотношение спроса и предложения, покупательская способность населения);
  • уровень инфляции;
  • законодательство, в частности налоговое;
  • прочие факторы.

К внутренним относятся:

  • производственные особенности (используемое сырье, условия работы, особенности упаковки и характер хранения);
  • территориальное расположение предприятия (на сколько далеко доставлять сырье или товар к покупателю);
  • характер сбыта;
  • прочие факторы.

Целью ценообразования является установка такого уровня цен, который будет соответствовать ряду условий:

  • покрытие производственных расходов, а также расходов, связанных с реализацией товара и услуги;
  • цена должна давать выгоду предприятию;
  • цены устанавливаются с учетом цен конкурентов;
  • цена должна соответствовать тому рынку, на котором происходит реализация товара или услуги.
Замечание 1
В процессе ценообразования учитываются также специфические факторы, которые необходимо спрогнозировать или учесть уже существующие.

Модели ценообразования

Существует четыре модели образования цен, практически используемые предприятиями:

  1. Модели, учитывающие затраты, связанные с выпуском и реализацией продукта;
  2. Модели, учитывающие потребительский интерес и спрос;
  3. Модели, учитывающие конкуренцию, то есть ориентация на цену и качество конкурентного товара или услуги;
  4. Модели, связанные с целевыми затратами.

В свою очередь каждая из предложенных моделей разделяется на подгруппы и имеет отдельные факторы, которые влияют на образование цены в каждой их них.

Так первая группа моделей делится на следующие подгруппы:

  • Модель абсолютных затрат. В этой модели учитываются полные затраты, связанные с производством и процессом реализации товара. Затраты, в свою очередь делятся на прямые, косвенные, постоянные, переменные. При этой моделе ценообразования следует не забывать про тот фактор, что цена должна превышать сумму затраченных средств;
  • Модель возвращения инвестиций. Устанавливается такая цена, которая сможет обеспечить возвращение денежных средств, которые были вложены в производство и реализацию;
  • Минусом в этой модели выступает то, что она никак не ориентируется на конкурентную среду, покупательский спрос способность населения совершать покупки. Это стает причиной того, что сформированная цена не является оптимальной;
  • Модель маржинальных расходов. При ценообразовании в этой модели в учет берутся условно постоянные и условно меняющиеся расходы, связанные с производством и реализацией, и рассчитывается маржинальная прибыль. При этом покупательский спрос учитывается в обязательном порядке, что придает этой модели эффективности.

На вторую группу моделей влияние оказывают следующие факторы:

  • оценка товара покупателем;
  • уровень конкуренции и ее характер;
  • потребительский спрос и имеющееся предложение.

Чаще всего используются модели с весомой ценностью товара, то есть те, которые имеют высокую оценку покупателей, и метод тендеров.

Если предприятие использует третью модель ценообразования, то можно выбрать одно из направлений, которые входят в ее состав:

  • адаптация к рыночной цене;
  • поэтапное снижение цены от конкурентной цены;
  • поэтапное увеличение цены за счет улучшения имиджа предприятия и повышения характеристики товаров.

Предприятием может также использоваться комплексно первые три модели ценообразования. В этом случае комплексный подход еще именуется «метод калькуляционного выравнивания». Основой такого метода является то, что получаемый доход от процесса реализации одной партии товара покрывает убыток от реализации другой партии товара.

Источник