Менеджмент промышленного производства

Понятие и сущность менеджмента промышленного производства

Определение 1

Менеджмент промышленного производства – это особый вид управленческой профессиональной деятельности, ориентированной на формирование и использование ресурсов промышленного предприятия ради достижения конечных целей, перед ним стоящих.

Другими словами, под менеджментом промышленного производства (иначе его называют производственным менеджментом) следует понимать процесс эффективного и рационального управления любым производственным предприятием. Говоря о производственном предприятии, в виду имеется некая обособленная специализированная единица, в основе своей опирающаяся на профессионально организованный трудовой коллектив. К категории производственных предприятий могут быть отнесены заводы, комбинаты, фабрики и иные хозяйственные организации производственного назначения.

Замечание 1

Менеджменту производственного предприятия как управленческому процессу свойственно наличие объекта и предмета управления. В качестве первого могут выступать непосредственно организация, а также человек и общество в целом. В роли второго выступает само управленческое взаимодействие.

По сути, производственный менеджмент выступает одной из многих разновидностей менеджмента. Для грамотного и эффективного управления процессом производства требуются особые навыки и специальные знания. Ими должен обладать менеджер. Сегодня к производственным менеджерам принято относить управленцев универсального типа, занимающихся планированием, организующих работу и осуществляющих делегирование, координацию и контроль любых типов производства. Их основной задачей выступает обеспечение трансформации материалов и информации на предприятии с тем, чтобы продукция получила более высокий спрос в условиях рынка, а эффективность работы производственного предприятия изменилась в лучшую сторону.

Менеджмент промышленного производства решает ряд важнейших задач. Основными из них считаются:

  • непрерывное освоение и внедрение в производство новых изделий;
  • повышение качества и улучшение потребительских характеристик выпускаемого продукта при одновременном снижении его стоимости;
  • систематическое сокращение всех видов производственных затрат;
  • снижение издержек на всех стадиях производственно-сбытового цикла.

Основной же задачей менеджмента промышленного производства выступает обеспечение эффективного и рационального использования материальных и трудовых ресурсов на конкретном производстве.

Для успешного достижения указанных выше задач должны решаться основные вопросы менеджмента, связанные с определением целей промышленного производства, разработкой стратегии развития промышленного предприятия, эффективным управлением человеческими ресурсами и контролем деятельности работников.

Функции менеджмента промышленного производства

Менеджмент промышленного производства выполняет ряд важнейших функций. Сводясь к функциям планирования, организации, координации, контроля и стимулирования все они условно подразделяются на две большие группы (рисунок 1).

Группировка функций менеджмента промышленного производства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Группировка функций менеджмента промышленного производства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стратегические функции менеджмента промышленного производства имеют долгосрочную ориентацию и включают в себя стратегию качества, товара, процесса, организации и обслуживания производства, расположения новых производства. К тактическим функциям производственного менеджмента относятся тактика агрегатного планирования, управления запасами, составления производственного расписания, расчета необходимости в компонентах, а также тактику «точно в срок».

Все выше перечисленные функции менеджмента промышленного производства тесно переплетены между собой и составляют единой целое. Их реализация подлежит планированию, мотивации, организации, координации и контролю. Успешность их осуществления в значительной степени определяется методами и способами их исполнения.

Методологическая основа менеджмента промышленного производства

Практическая реализация менеджмента промышленного производства напрямую связана с использованием определенных управленческих методик и принятием управленческих решений. Рассмотрим эти два компонента более подробно.

Под методами управления промышленным производством понимается совокупность способов и приемов воздействия на управляемый объекта, способствующих достижению поставленных предприятием целей.

Условно все методы управления подразделяются на четыре типа:

  • административные;
  • организационные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

На практике при управлении промышленным производством чаще всего используются все четыре типа выше названных методик. Каждый из них имеет свои особенности.

Административные методики иначе принято называть методами властной мотивации. Их суть сводится к открытому и регулируемому определенными нормами принуждению работников к той или иной деятельности. Они реализуются сверху вниз в форме приказов, постановлений и пр.

Организационные методики предполагают необходимость осуществления определённых действий по организации производственной деятельности. К подобного рода действиям могут быть отнесены:

  • постановка целей,
  • выработка регламентов и установление нормативов;
  • создание проектов;
  • определение правил и методик конкретных действий.

Сущность экономических методик менеджмента промышленного производства сводится к установлению общих целей и направлений деятельности без формулирования последовательных шагов к их достижению и обеспечению экономической (материальной) заинтересованности работников в их достижении.

Реализация социально-психологических методов опирается на формирование благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, а также высокой оценке индивидуальных достижений сотрудников промышленного предприятия.

Важной составной частью менеджмента промышленного производства выступает принятие управленческих решений, практическим результатом которых выступает реализация определенных действия, способствующих достижению целей производственного предприятия. Процесс принятий управленческих решений состоит из следующих этапов – выявление и диагностика проблем, сбор информации, определение ограничений, поиск, оценка и выбор альтернатив, а также установление обратной связи.

Источник